Вотчина Его Преосвященства

Вотчина Его Преосвященства, фото

Деревня Кожухово на карте

Вошедшая в состав современного московского района Южнопортовый бывшая деревня Кожухово ведёт свою историю с конца XV в. До середины XVIII в. она относилась к личной вотчине Сарайских и Подонских епископов, позже — Крутицких митрополитов, и стала свидетелем многовековой насыщенной и необычной жизни этого древнего архиерейского дома.

Первое документальное упоминание Кожухова мы встретим в духовной грамоте конца XV в. Богатое наследство, оставленное московским наместником Иваном Патрикеевым, включало в числе прочего луга «на реце на Москве, пониж Кожухова, в грядах у Лошья истока, што есми купил у Симановского монастыря». С той поры и до XVII в. об этой подмосковной деревне почти ничего не слышно, а в 1645 г. она появится на страницах переписных книг уже в составе «Крутицкого митрополита вотчины Московского уезда, Васильцова стана на р. Москве» — вместе со слободкой Арбатец («позадь митрополича двора») и деревней Малые Крутицы. Позднее в ту же вотчину войдёт слободка Дубровки.

Крутицкие архиереи числили Кожухово своим «с давних лет», многие владения им подарили князья ещё в XIV в. Тогда ли деревня закрепилась за архиерейским домом или это случилось позднее, сегодня установить непросто. Ведь и сама история Крутиц овеяна легендами: создавалось ли подворье для Сарайской епархии изначально — в XIII в. или перешло к ней позднее, когда епископы обосновались в Москве? Кем вообще были Сарайские архиереи и отчего так много пробелов в истории подворья?

Вотчина Его Преосвященства  фото

Миссия в Сарае

К середине XIII в. обширную территорию русских княжеств, за исключением Новгородской и Псковской земель, покорила Золотая Орда — молодое и мощное государство Чингизидов, бывшее лишь частью Монгольской империи. Охватившая пространство современной Кореи, Монголии, Китая, Восточной Европы и Ближнего Востока, империя монголов отличалась невероятной пестротой — этнической и религиозной. Здесь соседствовали разного толка христиане (от православных до монофизитов), язычники, буддисты, мусульмане, иудеи и зороастрийцы, даосисты и конфуцианцы. Несмотря на чрезвычайную жестокость завоевания, на территориях уже покорённых царствовала веротерпимость. Особыми ярлыками — тарханными грамотами — духовенству даровали неприкосновенность и свободу от повинностей. Завоеватели, до поры до времени сами бывшие язычниками, верили в единого бога, чтили «шаманов» всех конфессий и уважали память предков (а привилегии священства в законах Ясы установил сам Чингисхан).

Орда активно строилась — в окружении католиков Европы и православной громады-Византии, а в её «Русском улусе» не прекращались усобицы князей. Для развития и поддержания порядка кочевникам нужны были дипломатические хитрости, интриги и прочные мирные связи: разделяя и властвуя, они сдерживали возможных противников, а контакты с Византией сулили им прочную позицию посредников в торговле между Западом и Востоком.

«Того же лета пожалова Азбяк царь Сарайскаго владыку, даде ему вся по прошению его, и никто же его ничим же да не обидит».

Никоновская летопись 1330-1331 гг.

В том же 1261 г., когда византийский император Михаил Палеолог триумфально вернулся в Константинополь, русский митрополит учредил Сарайскую (Сарскую) епархию Русской церкви в столице Золотой Орды Сарае. Эта русская «дипломатическая» кафедра расширяла территорию вслед за ростом самой Орды — вскоре в её орбиту попадут земли по Дону и Хопру, и титулование епископа дополнится словом «Подонский».

Сарайская кафедра окормляла православных: новые и новые пленники постоянно прибывали в Орду (из них составлялись целые посёлки), здесь жили ремесленники и воины, с Ордой торговали купцы, к ханам приезжали князья, а в заложниках у них годами жили княжеские дети. Православная паства прирастала и проповедью: епископы крестили татар и перекрещивали христиан других толков.

Кафедре часто не хватало священников для того или иного обряда. Летом епископ кочевал вместе с ханом (это вызывало массу вопросов к Константинополю об особенностях местной службы), зимой жил в Сарае — здесь он привечал князей и митрополитов (хотя первый митрополит прибудет в Орду лишь в 1280-х гг.).

Сарайские владыки посредничали между ханами, митрополитами, князьями и Константинополем. Они стали глазами и ушами русских княжеств в Сарае — этих «дипломатов в стане врага» на Руси уважали, хотя временами и побаивались.

«Приходящим от татар, хотящих креститься, и не будет велика сосуда, в чем погружать ему? — Ответ. Да обливает его трижды, глаголя “во имя Отца и Сына и Святаго Духа”». Приходящим от Несториан и от Яковит, како подобает крещати? — Ответ. Подобает ему прокляти свою веру и учители свои, помазавше и миром, тако причтет и правоверней вере и благочестив. Подобает ли тело Христово носити на путь? — Ответ. Подобно и благословено».

Ответы Константинопольского собора на вопросы Сарайского епископа, 1276 г

В XIV в. Золотая Орда официально приняла ислам. К концу века он не оставил от веротерпимости и следа. Орду охватили междоусобицы, на сцену вышел Тамерлан, а Русская епархия навсегда покинула Сарай и перебралась в Москву.

Вотчина Его Преосвященства  фото

Принятие ислама в Золотой Орде в 1312-1313 гг. Автор И. Акжигитов

Миссия в Москве

Оставшись «генералом без армии», епископ Сарский и Подонский обоснуется на Крутицах. Позднее в его епархию, которую станут также называть Крутицкой, войдут многие церкви на территории будущих Московской, Тульской, Орловской и Калужской губерний. Сарский епископ станет главным помощником митрополита, а с учреждением в 1589 г. патриаршества и патриарха получит сан митрополита Крутицкого. Церковных служб на его долю выпадет мало, зато будет множество ответственных патриарших поручений.

«Преосвященный же Павел Митрополит, … устрои в дому своем Архиерейском, сущем вне града Москвы, именуемом Крутицы на горах высоких и крутых над рекою Москвою, … храмины приличны содела, и вертоград разных видов древ и цветов и зелий всяких насади, и источники ископа тещи сладководныи за утешение и от труда преставшим за упокоение и оградою огради ради прохождения, яко ин некий рай».

Современник митрополита Павла III

В 1660-1670-е гг., с приходом митрополита Павла III Крутицы переживают последний яркий взлёт в своей древней истории. Философ и учёный, друг Симеона Полоцкого, личный враг Никона и противник протопопа Аввакума, не убоявшийся возражать царю, он начинает на Крутицком подворье большое строительство: возводит новый собор (его достроят после смерти Павла), Митрополичьи палаты, разбивает сад, устраивает фонтаны. Переводчики во главе с Епифанием Славенецким переводят здесь Библию, главы из «Истории» Фукидида, первый русский Лексикон на трёх языках и энциклопедию «О граде царском…».

Вотчина Его Преосвященства  фото

Новые времена

Манифест о секуляризации от 1764 г. вносит в жизнь подворья серьёзные перемены. Епархия (с упразднением патриаршества архиерей утратил митрополичий статус) лишается звонкого имени «Сарская и Подонская» и с названием Крутицкая включается в состав Московской епископии. Архиерейские вотчины — с ними и деревня Кожухово — переходят в ведение Коллегии экономии.

Весь XVIII в. будет продолжаться явное и скрытое противостояние прежней епархиальной и новой синодальной церковной власти. Учреждение в 1775 г. новых губерний полностью изменит территориальное устройство России — теперь и церковное двоевластие, и архаичный характер прежней церковной территории станут очевидными. В 1778 г., по просьбе священника церкви в Старом Симонове, в её обезлюдевший во время чумы приход передадут из Крутицкого собора расположенную поблизости деревню Кожухово. Спустя 10 лет Крутицкая епархия будет упразднена, а бывший архиерейский собор станет обычной приходской церковью.

Читайте также

Фильтр