Вера Мухина 

Вера Мухина , фото

Вера Мухина, советский скульптор и художник

Вера Мухина — единственная столь знаменитая женщина в огромном списке живописцев, архитекторов и скульпторов. Даже тот, кто никогда лично не бывал на ВДНХ в Останкинском районе, сотню раз видел «Рабочего и колхозницу» на заставке «Мосфильма», а Чайковского у Консерватории — просто везде, от почтовых открыток до тех же советских фильмов, плюс памятники Горькому, да ещё и устойчивый миф о гранёном стакане, который, впрочем, не такой уж миф.

Спортивная катастрофа, изменившая жизнь

Вера родилась в 1889 году в Риге в купеческой семье. Её отец Игнатий Кузьмич был тринадцатым ребёнком, так что дядьёв и тёток у Веры и её младшей сестры было множество. Но мать умерла от туберкулёза, и семья в погоне за здоровым климатом переехала в Феодосию. В 1904-м умер и отец, а девочек приютили курские родственники.

В Курске Вера с отличием окончила гимназию, а затем переехала в Москву, где продолжила художественное образование в мастерских Юона и Машкова. Как писала в автобиографии сама скульптор, «2 января 1912 года я выбыла из строя почти на целый год, изрядно поранив себе лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь. Желая хоть чем-либо порадовать меня после этого тяжёлого инцидента, мои опекуны разрешили мне поездку за границу». Спортивная катастрофа была действительно серьёзная: катаясь на санках с горы, юная художница едва не лишилась носа. Целая серия пластических операций и навсегда изменившийся облик. За границей Вера Игнатьевна училась не только в частной школе Гранд Шомьер, у Эмиля-Антуана Бурделя, но и в парижских музеях, которые усердно посещала, и в Италии, куда успела уехать на два месяца перед самой войной.

Вернувшись в Москву, Мухина прошла курсы сестёр милосердия и проработала в лазаретах до 1918 года. Там же, в лазарете, встретила свою судьбу — раненого военврача Алексея Замкова. Позже они оба станут знаменитыми — он как врач и изобретатель гормонального препарата гравидан, она — как выдающийся скульптор, пятикратный(!) лауреат Сталинской премии. Слава и успех доктора Замкова окажутся недолгими: его дважды лишат работы и, в конце концов, ему откажут в научных и медицинских достижениях, он умрёт в 1942-м, не дожив и до 60.

Скульптор-монументалист

А Вера Игнатьевна начинает карьеру скульптора-монументалиста уже в 1919-м, когда получает задание на памятник Николаю Новикову, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. В Гражданскую, как пишет сама скульптор, «когда в Москве трудно было работать по скульптуре из-за холода, я принялась за графические работы». Работала в журнале «Красная нива», создавала плакаты, этикетки для конфет и консервных банок. «Тем не менее скульптурную проектную работу я не бросала».

Часто приходится слышать, что Вера Мухина «изобрела» гранёный стакан, появившийся на свет на заводе в Гусь-Хрустальном в 1943 году. Создать образцы новой советской посуды было поручено рабочей группе под руководством Веры Мухиной. Стаканы должны были быть прочными, легко переносить мойку, не лопаться от кипятка и иметь достойный вид. Группа разработала множество образцов посуды, в том числе и гранёный стакан с широким ободком. Так что в качестве художника производства Вера Игнатьевна действительно имела отношение к созданию гранёного стакана.

В 1927-м Мухина создаёт «Крестьянку», за что награждается первой премией и заграничной поездкой, потом будут ещё скульптурная группа «Хлеб», проекты памятников Горькому, проект памятника челюскинцам и много портретов. Но главное, конечно — статуя советского павильона на Парижской выставке, те самые «Рабочий и колхозница», которых знает весь мир. В 1938-м Вера Мухина за свою «Парижскую группу» была награждена орденом Трудового Красного Знамени, за неё же удостоится первой Сталинской премии 1941 года. За портреты, скульптурную группу «Требуем мира» и памятник Горькому у Белорусского вокзала в Москве были получены остальные четыре премии. Но сожалеть всё равно было о чём — о нереализованных скульптурах для Москворецкого моста, о том, что постамент для «Рабочего и колхозницы» в Москве похож на пенёк и убивает весь порыв скульптуры (впрочем, эту проблему решили уже в XXI веке).

Вера Мухина скончалась в Москве в 1953 году. Вдохновенного Чайковского у консерватории устанавливали уже без неё.

Читайте также