Строительство и реконструкция
Станция «Варшавская» была открыта 11 августа 1969 года в составе участка Горьковско-Замоскворецкой линии «Автозаводская» — «Каховская». С 1985 года линия работала в режиме вилочного движения, а с 1995 года выделена в отдельную Каховскую линию.
Станция обслуживала поезда Каховской линии и поезда Замоскворецкой линии, следующие в и из депо «Замоскворецкое».
С 30 марта 2019 года станция «Варшавская» стала конечной после закрытия «Каховской» для проведения реконструкции и включения в состав Большой кольцевой линии. С 26 октября того же года также закрылась на реконструкцию, в связи с чем прекратила своё существование вся Каховская линия.
Архитектурное решение
Изначально «Варшавская» построена по стандартному проекту: два ряда по 38 колонн, шаг колонн — 4 метра. На станции два подземных вестибюля.
До реконструкции путевые стены станции были отделаны белой с голубым отливом керамической плиткой, а также коваными изображениями польской столицы Варшавы.
Авторы всех изображений – крупнейшие латвийские художники того времени Х. Рысин, А. Лапинь и Д. Бодниек. Четырёхугольные, расширяющиеся кверху колонны были облицованы серо-жёлтым мрамором с голубыми вкраплениями. Пол покрыт серым гранитом. Светильники скрыты в ребристом кессонированном потолке.
В 2019 году в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её включению в состав Большой кольцевой линии началась работа по замене всей отделки станции. При этом была произведена переборка существующих тоннелей для того, чтобы обеспечить безопасный пропуск поездов. Также проведены работы по модернизации инженерной инфраструктуры. В частности, особое внимание специалисты уделили системам связи и безопасности.
Пол уложен плитами из светло-серого гранита, путевые стены облицованы белым Саянским мрамором. На них заново установлены четыре декоративных чеканных панно с изображениями города Варшавы с условными названиями «Колонна Сигизмунда», «Варшавская Ника» (монумент «Героям Варшавы» 1939–1945 гг.), «Старый город», «Парусники на Висле». Во время реставрации их разобрали до мельчайших деталей, восстановили металл с помощью пескоструйной обработки, затем заново собрали и бережно вернули на место. К слову, они несут не только декоративную функцию, но и являются смотровыми дверями для возможной замены кабельно-проводниковой продукции. Более того, копии «варшавских» рисунков, выполненные на перфорированных металлических панелях, стали украшениями колонн в вестибюлях станции. А на стенах пассажирской зоны размещены панели с изображениями деревьев.
На платформе смонтировано архитектурное освещение – здесь полностью обновлены потолочные и настенные светильники, светодиодные конструкции индивидуального изготовления и другое электрооборудование. Всего установлено более 1200 светильников.
Реконструкция затронула и выходы из метро. Так, выход в сторону Чонгарского бульвара оформлен в виде стеклянного павильона и украшен перфорированными панелями, имитирующими «огни города». Перфорированные панели с изображениями деревьев также использованы при облицовке вентиляционных киосков.
В результате
При реконструкции станции «Варшавская» применены современные дизайнерские решения, добавленные новые элементы удачно вписались в существующий дизайн. Станция стала удобнее. Для маломобильных граждан появился специальный лифт и зоны противопожарной безопасности.
В целом ввод в эксплуатацию нового участка БКЛ и открытие в его составе станции «Варшавская» позволили улучшить транспортное обслуживание районов Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово и Нагорный с суммарным населением 243,6 тыс. человек. Только в пешей доступности от «Варшавской» проживают 76,1 тыс. человек.
При этом интервал движения поездов на станции сократился до 1,6 минуты, а пассажиры получили возможность быстрее и с меньшим количеством пересадок добираться в десятки районов города. Например, время поездки от станции «Варшавская» до крупного транспортно-пересадочного узла «Печатники» сократилось в 4 раза — с 48 до 12 минут, до станции «Университет» — почти в 2,5 раза и составляет 24 минуты. До «Текстильщиков» можно доехать всего за 15 минут и без пересадок.
По оценкам специалистов, к 2030 году пассажиропоток ТПУ «Варшавская» составит свыше 69 тыс. человек, в т. ч. станции БКЛ – почти 42 тыс. человек.
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства
города Москвы