Три храма из множества

Три храма из множества, фото

Храмы в Пресненском районе Москвы

Пресненский район — поистине златоглавый: храмов здесь бесчисленное количество. Расскажем о трёх из них — самых древних и архитектурно выдающихся.

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Деревянный храм на этом месте известен с 1619 года. Каменный же пятиглавый возводился на средства царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Строительство началось в 1685 году, храм имел два придела — Владимирской иконы Божьей матери и святителя Николая.

В последней трети XVIII века князь Григорий Потёмкин решил поставить новый храм, но стройка сильно затянулась и заняла более полувека. 18 февраля 1831 года здесь венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Полностью строить храм завершил только к 1848 году архитектор Афанасий Григорьев. А вообще, в его возведении на разных этапах участвовали пять известных архитекторов: Василий Баженов, Матвей Казаков, Осип Бове, Фёдор Шестаков и Афанасий Григорьев.

В двадцатом столетии храм пережил печальные и непоправимые события. В 1925 году патриарх Тихон отслужил здесь свою последнюю литургию, а в 1931 году храм был закрыт. Его переоборудовали под складские помещения. Здание вернули верующим лишь в 1990 г.

Три храма из множества  фото

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм впервые упоминается в 1548 году. Он освящён в честь Воскресения Словущего («прославляемого»), что указывает на связь с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме, более известным как храм Гроба Господня.

В 1629 году во время большого московского пожара деревянный район Успенский вражек (овраг) полностью выгорел, и почти сразу после этого здесь началось возведение каменных зданий; храм был достроен в 1634 году. Это типичный пример посадской церкви XVII века: одноглавый храм, украшенный окнами с наличниками и кокошниками с изображением святых.

Древнейшей здешней святыней является образ Николы Можайского конца XVI века. В иконостасе обращает на себя внимание образ святого мученика Иустина Философа XVII в. Среди других важных святынь — икона Божией Матери «Взыскание погибших», перенесённая из уничтоженной церкви Рождества Христова в Палашах.

В советское время несколько раз храм реставрировали, в настоящее время восстановлены росписи и орнаменты сводов и стен, а также располагающиеся над окнами медальоны. 

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Этот храм основан в последней трети XVI века там, где ранее поселились царские оружейники -бронники. В Смутное время поляки сожгли и разграбили Бронную слободу, огнём были уничтожены и церковные документы. С воцарением Михаила Романова она начинает постепенно возрождаться: в 1615 году царь собственноручно жалует храму икону Иоанна Богослова с дарственной надписью.

Строительство нового каменного храма велось с 1652 по 1665 год; его облик сочетает элементы двух непохожих друг на друга канонов. От русского узорочья ему достались карниз, делящий фасад здания на ярусы, окна с полуколоннами и килевидными или треугольными навершиями, а от последовавшего за ним стиля патриарха Никона — монументальность, пятиглавие и шлемовидные купола.

В 30 -е годы XVIII века деревянная (ещё дониконовская) колокольня была заменена каменной, с тех пор храм не перестраивался и в таком виде дошёл до наших дней. В 1922 году его разграбили, в 1930-е едва не снесли, а затем передали в ведение располагавшегося поблизости Камерного театра Таирова, позже ставшего театром имени Пушкина. Здесь разместились общежитие, слесарная, столярная и театральная мастерские. Церковная жизнь вернулась в эти стены только после 1993 года, а реставрационные работы полностью завершились лишь к 2014 году.

Читайте также

Фильтр