Синагога на Большой Бронной

Синагога на Большой Бронной, фото

Синагога на Большой Бронной

Эта синагога — украшение Пресненского района. Здание строилось долго, в несколько этапов, и о каждом что-то напоминает. Как бы в советское время ни пытались избавиться от синагоги, она устояла, а теперь это настоящий религиозный центр.

Во второй половине XIX века еврейская община в Москве быстро росла. К началу 1890-х гг. евреев в старой столице России проживало уже около 70 тысяч. Так как далеко не все евреи крестились, их религиозные потребности настойчиво требовали строительства синагоги. Лидеру еврейской общины в Москве, богатому банкиру и промышленнику Лазарю Соломоновичу Полякову удалось получить разрешение генерал-губернатора на устройство в своём доме хоть и не синагоги, но вполне легального иудейского молитвенного помещения, с допуском прихожан в количестве до 40 семейств.

Московская хоральная синагога

В Спасоглинищевском переулке в 1891 г. открылась ещё одна синагога. Но в тот год веротерпимого генерал-губернатора Москвы Владимира Долгорукова сменил великий князь Сергей Александрович, человек консервативный и к тому же антисемит. Поговаривали, что он как-то проезжал мимо и из-за слабого зрения случайно перекрестился на синагогу, а обнаружив недоразумение, разгневался и решил закрыть еврейский храм. Так или иначе в июне 1892 г. синагогу на Солянке закрыли, а вскоре последовали и другие репрессии: повеление о выселении из Москвы евреев-ремесленников, а в октябре 1892 г. — отставных солдат рекрутских наборов. Вновь синагога открылась в 1906 году.

Для организации такой домашней синагоги Поляков в 1883 г. купил с дозволения обер-полицмейстера жилой дом на Большой Бронной. Фасад дома, спроектированного по проекту именитого зодчего М. Н. Чичагова, дополнили декором в мавританском стиле, а главный вход украсили конфессиональным символом: шестиконечной звездой. Так как распространённый в то время антисемитизм представлял реальную угрозу для общины, в здании Поляков построил подземный ход, а территорию вокруг обнёс оградой — на случай погромов.

Несмотря на лояльность Полякова, его домашнюю синагогу полиция систематически контролировала. Чтобы провести общественный, а не семейный молебен, каждый раз он должен был снова просить разрешение. Так продолжалось до 1905 г.: революция добилась расширения гражданских и политических прав народа, и император Николай II объявил свободу вероисповедания. Воодушевленный хорошей новостью, Лазарь Соломонович пригласил верующих на молитву, не обращаясь к властям. И что же? «Нагрянула полиция, усиленный наряд жандармов и сыщиков, входы были заняты, молитва прервана, и молящиеся, по предъявлению паспорта, были переписаны и разогнаны».

До появления синагоги Полякова в Москве (с 60-х гг. XIX в.) действовало несколько небольших еврейских молельных домов — их посещали в основном бывшие николаевские солдаты, имевшие право жить в городе.

Однако несмотря на столь жёсткий надзор, евреи продолжали собираться иногда в синагоге на Большой Бронной, фактически главной синагоге Москвы. Закрыли её уже не царские жандармы, а советская власть в 1937 г. Дом отдали Совету профсоюзов, а потом Московскому дому художественной самодеятельности. В 1950-е здание ещё и перестроили, чтобы оно утратило иудейский облик. Восстановили синагогу в нём только в 1991 году. В 2005 г. здание реконструировано по проекту Сергея Эстрина. Теперь это свободно действующая синагога, а подземный ход давно потерял актуальность. Здесь же работают еврейский учебный центр и ресторан «Иерусалим» с террасой на крыше — лучше, чем в мечтах Лазаря Соломоновича Полякова!

Читайте также

Фильтр