Свидетели величия и скорби

Свидетели величия и скорби, фото

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне

Современный район Южное Чертаново, вошедший в состав Москвы в 1960 году, ещё относительно недавно имел на своей территории свидетельства стародавней жизни. Село Покровское на речке Городне, например, упоминается ещё в XVI веке, и деревянные деревенские постройки сохранялись на территории Южного Чертанова до 80-х годов прошлого столетия. А до наших дней дошёл храм Покрова Богородицы, судьба которого в XX веке складывалась непросто. Храм же Святого страстотерпца Николая, наоборот, совсем новый, но тоже единственный в своём роде.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне

У этого храма есть ещё одно название — «Покрова Богородицы в селе Покровском». Село это упоминается в писцовых книгах второй трети XVII века. Значится в том описании и Покровская вотчина, владение Новоспасского монастыря (подробнее о нём читайте в статье «Новоспасский мужской монастырь — первая иноческая обитель Москвы»). В её состав входило две деревни — Дмитровская и Котляково, а их жители были прихожанами Покровского храма. В XVIII веке паства храма расширяется — в неё входят жители Покровского, Котлякова, Бирюлёва и Красного (деревни Дмитровской к тому времени уже не существовало), общая численность которых составляла уже более 600 человек.

Есть, однако, и более раннее упоминание о селе Покровском как вотчине Новоспасского монастыря, относящееся к 1544 году. А наши далёкие предки жили в этой местности ещё раньше — в XII–XIII веках, о чём свидетельствуют расположенные рядом с Покровским курганы славян-вятичей.

Стоявший на этом месте храм зафиксирован в описании 1627 года. В писцовых книгах того времени село Покровское значится как «вотчина Спаса Нового монастыря, что под Москвою, село Покровское на речке на Сухой Городенке, а под ним пруд, а в селе церковь Покров Святые Богородицы древяна, клетски, строение монастырское, а у церкви двор, да в селе ж двор монастырский, живет старец да детеныши». 

Сначала храм был деревянным, а каменное здание на его месте появилось ещё почти век спустя — в 1722 году. Забегая чуть вперёд, скажем, что земли села Покровского не всегда были монастырскими владениями — в разное время они и принадлежали Коллегии экономии, и находились в частных руках (так, в эпоху правления Павла I они принадлежали вдове бывшего московского генерал-губернатора Анне Родионовне Чернышёвой), а в XIX веке были снова возвращены в казённую собственность.

Более поздние постройки, относящиеся уже к XIX веку, — придел Николая Чудотворца, трапезная и колокольня. Покровское тогда уже было большим селом, в нём проживало более 500, а во второй половине XIX века — более тысячи человек. За Покровским храмом находилось кладбище, на котором были могилы жителей села Покровского, а также русских и французских солдат, погибших в Отечественной воне 1812 года (материал о бое 6 сентября 1812 года читайте на стр. 76–79). Кладбище не сохранилось, а надгробия на территории бывшего села обнаруживали вплоть до последних лет. До наших дней из храмовых и сельских построек уцелел лишь храм Рождества Богородицы — единственный свидетель и многовековой наблюдатель жизни села Покровского…

Вторая половина XIX века и начало века XX, пожалуй, были самым благодатным временем в истории Покровского храма. Население села росло, появилась церковно-приходская школа, на территории храма был возведён комплекс построек для всех нужд церковного подворья. Но наступил XX век, и грянуло лихолетье…

Двадцатый век привнёс в историю этого храма по большей части драматические события. В советское время, в начале 20-х годов, он был лишён большинства своих ценностей, а затем, как и большая часть культовых сооружений, был закрыт, правда, произошло это довольно поздно, в 1938 году. Служивший в храме священник Сергий Кротков был арестован и помещён в Таганскую тюрьму, ему предъявили обвинения в контрреволюционной деятельности. 1 июля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.

В 1950 году храм и местность дали своё название ближайшей железнодорожной станции — из «22-го километра» она была переименована в «Покровскую». Станция Покровская и до сегодняшнего дня остаётся ближайшей к храму точкой транспортной инфраструктуры. 

Покровское вошло в состав Москвы в 1960 году, однако до возвращения храма к жизни было ещё далеко. В здании храма располагались то клуб, то складское помещение, то зернохранилище, а затем его территорию занял металлообрабатывающий цех завода «Металлист». Колокольня храма была до первого яруса демонтирована ещё во время Великой Отечественной войны, дабы не стать ориентиром для немецкой авиации. В послевоенное время храм постепенно ветшал, а к концу двадцатого столетия превратился, увы, практически в руины. Деревянные дома простояли в Покровском до середины 80-х годов, а затем город стал приводить в порядок бывшую территорию села, и все эти дома пошли под снос, уступив место многоэтажной застройке.

С 1990 года началось восстановление храма силами прихожан, в 1991 году под открытым небом у храма после долгого перерыва состоялось богослужение. Из-за бедственного состояния здания храма обсуждался даже вопрос его полного сноса с последующим строительством нового здания на месте старого. Окончательное решение, к счастью, отдавало предпочтение сохранению исторической части здания — нижних ярусов XVIII века, несмотря на все предстоящие сложности подобной работы. Благодаря такому воссозданию, Покровский храм является самым старым зданием Южного Чертанова. 

Работы по восстановлению храма продолжались, колокольня приобрела свой нынешний вид в 1997 году, в настоящее время двери храма Покрова Пресвятой Богородицы открыты для прихожан. 

Свидетели величия и скорби  фото

Храм Святого Страстотерпца царя Николая II в Южном Чертанове

Деревня Аннино, известная со второй половины XIX века, а в настоящее время часть района Южное Чертаново, своего храма не имела, и его появление здесь — история новейшего времени. Этот небольшой храм на Варшавском шоссе был построен совсем недавно, в 2014 году. Он стал первым храмом в Москве, посвящённым царю-страстотерпцу Николаю. Также он является единственным храмом в Аннине и храмом-памятником у южных ворот Москвы. 

Временный храм-памятник в честь царя-страстотерпца напоминает обо всех членах царской семьи, расстрелянных в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьевых. Ежегодно 17 июля в храме поминают всех членов царской семьи: царя Николая и царицу Александру, царевен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, цесаревича Алексея. 

В настоящее время рядом с временным храмом обустраивается место для строительства большого каменного храма. За основу проекта будущего храма взяты московские и псковские образцы древнерусского зодчества.

Читайте также