Строптивый князь Лыков-Оболенский

Строптивый князь Лыков-Оболенский, фото

Личность князя Лыкова-Оболенского

До 1610 года село Троице-Лыково к северо-западу от Москвы называлось Троицким и было царским владением. Однако затем его получил князь Лыков-Оболенский, один из семи правителей русского государства.

Местнические споры отнимали много времени у русской знати XVI–XVII веков. Сейчас может показаться, что спор о том, кто стоит справа, а кто слева от царя, кто где сидит за царским столом, кто воевода полка правой руки, а кто левой — бессмысленный. Но на самом деле местнические конфликты и обиды в Смутное время часто определяли судьбу человека.

Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский (1576–1646) был неизменным участником этих споров — ни одну обиду он не оставлял без жалобы. Поэтому его, судя по всему, считали неприятным человеком. Начал он государственную службу при царе Федоре Иоанновиче, продолжил при царе Борисе. В период правления Годунова Лыков неоднократно вступал в местнические споры. Так, во время приема шведского принца Густава (будущего Густава II Адольфа) на Лыкова пожаловался князь Тростенский, стоявший слишком далеко от иноземного гостя. В 1601 году к очередному спору привел визит английского посла: Лыков возмущался, что ему поручили всего лишь звать посла к столу, а честь встречать гостя выпала князю Приимкову-Ростовскому. Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского можно было понять: прямой потомок Рюрика в XXII колене отстаивал честь своего древнего рода.

Местничество — порядок назначения знатных людей на государственные должности в XV–XVII веках. Карьера служилого человека зависела от знатности и должностей его предков и их отношений с предками других служилых людей. Выяснить, чей прадед занимал при дворе или в войске более высокое место, подчас было непросто. Для этого изучали разрядные книги, в которых делались записи о назначениях. Препирательства, кому где служить, длились в Боярской думе часами и плодили вражду. Однако лишь в 1682 году царь Федор Иванович отменил местничество. Все разрядные книги сожгли.

Перечислять споры князя нет нужды, но надо понимать, какую важную роль играли обиды. Годунов сослал князя в Белгород воеводой. Что именно стало причиной опалы, неизвестно, но вполне вероятно, что поводом послужила затянувшая ссора Лыкова с князем Дмитрием Пожарским — тем самым, который позже спасал Отечество. С приходом Лжедмитрия Лыков-Оболенский нашел свое место: самозванец поручил ему объезжать жителей и провозглашать возвращение «истинного царевича Димитрия». Впрочем, он был такой не один. Лжедмитрию присягнули многие бояре. Местнических споров не удалось избежать и при нем. То князь Хворостинин жаловался на князя Лыкова-Оболенского, то сам Лыков-Оболенский жаловался на боярина Шереметева.

Было бы несправедливым считать, что Лыков-Оболенский ничем, кроме споров и политических интриг, не занимался. Он много и успешно воевал. После гибели Лжедмитрия I князь пошел на службу новому царю — Василию Шуйскому. Лыков-Оболенский руководил подавлением восстания Болотникова и смог переломить ход войны с бунтовщиками в пользу армии государя. Князь сохранил верность Шуйскому и не стал перебегать к Лжедмитрию II. После свержения Шуйского в 1610 году Лыков-Оболенский вошел в состав временного боярского правительства, которое спустя два столетия получило название Семибоярщина.

В период правления самозванца Лыков-Оболенский обеспечил себе большое будущее, удачно женившись на сестре Федора Романова — будущего патриарха Филарета.

Тогда же он получил во владение село Троицкое. После воцарения Михаила Федоровича у Лыкова-Оболенского случился самый примечательный местнический спор. Он бил челом государю на царского дядю Ивана Никитича Романова, причем с поразительной формулировкой — дескать, невозможно Лыкову-Оболенскому быть ниже Романова. Царь несколько раз пытался объяснить, что это очень даже возможно в сложившихся обстоятельствах, даже грозил казнью дерзкому боярину — но все напрасно, от своих претензий тот отказываться не стал. В итоге все обошлось. Лыков-Оболенский дожил до глубокой старости, воевал с поляками, разбойниками и бунтовщиками. И до самой смерти выяснял отношения с другими боярами, ссылаясь уже не только на древность своего рода, но и на преклонный возраст и верную службу престолу.

Читайте также

Фильтр