Маршал Воробьев — инженер победы

Маршал Воробьев — инженер победы, фото

Маршал Михаил Петрович Воробьев и улица его имени в Москве

В Москве насчитывается полсотни улиц, названных в честь генералов и маршалов. В этом списке — военачальники Отечественной войны 1812 года и последующих войн, в том числе недавних. Маршал Михаил Петрович Воробьев сделал очень многое для обороны Москвы в 1941 году, но прошло более семидесяти лет, прежде чем в районе Строгино появилась улица его имени.

В 2013 году имя маршала Воробьева было дано двум безымянным проектируемым проездам (№ 120 и № 6017). Новая улица протянулась на два километра полукругом от перекрестка, через который проходят Таллинская улица и улицы Твардовского и Кулакова, до еще одного участка улицы Твардовского. Рядом находится МКАД, в 15–20 минутах пешком — Москва-река.

Из инженерной семьи

Назвать улицу в честь маршала Воробьева (1896-1957) предложили члены Межрегиональной общественной организации «Ветераны боевых действий инженерных войск». И неслучайно, ведь именно к этому роду войск и принадлежал советский военачальник. Да и родился Михаил Петрович в семье инженера, в Хасавюрте. Отец работал на строительстве Северо-Кавказской железной дороги. С Кавказом оказались связаны и детство, и юность будущего маршала. Спустя десять лет Воробьевы переехали из Дагестана в Осетию, во Владикавказ. Там мальчика, который тяготел к математике, приняли в 1-е реальное училище, а окончив его, молодой человек смог поступить в Петербургский горный институт. Поскольку его семья была небогатой, Воробьеву приходилось подрабатывать репетитором и рабочим на заводе. Там он проникся революционными идеями. Собирал средства в поддержку политзаключенных. Ему пришлось пережить давление властей и обыск, после которого, как он вспоминал, было трудно жить в Петрограде. Тем не менее дальнейшая судьба Воробьева оказалась связанной с революционной деятельностью лишь косвенно. Отучившись всего два курса, он стал офицером царской армии. После непродолжительного обучения Воробьев отправился командиром роты на Румынский фронт. Когда началась Гражданская война, Воробьев добровольно вступил в Красную армию. Там и понадобилось знание инженерного дела. С тех пор военачальник посвятил свою жизнь инженерным войскам.

Учебу, впрочем, Михаил Петрович продолжил: в 1924 году он поступил в Ленинградскую военно-техническую академию. На протяжении долгих лет Воробьев занимался теоретической работой. Офицер разрабатывал тему тактических действий инженерных войск и написал несколько трудов, которые потом использовались в качестве учебных пособий — например, «Служба заграждений» и «Заграждения (устройство, применение, преодоление)». Михаил Петрович Воробьев в 1930-е годы — это теоретик, педагог и начальник Ленинградского военно-инженерного училища. Вскоре пришлось приступить к проверке своих наработок на полях сражений. Кое-что ему довелось опробовать во время советско-финской войны 1939-1940 годов, но главный бой в жизни Воробьев принял на подступах к Москве. К тому моменту он уже стал генерал-майором инженерных войск.

Инженер в поле воин

Воробьева назначили начальником инженерных войск Западного фронта. Войска в тот момент обороняли Смоленск, но вскоре отступили. Два месяца спустя Воробьеву пришлось решать сложнейшие задачи уже под столицей Советского Союза. 30 сентября началась Битва за Москву.

Осенью 1941 года надо было во что бы то ни стало остановить продвижение вермахта к Первопрестольной или хотя бы задержать наступление врага, чтобы выиграть время на подготовку к решающей схватке. Инженерно-саперные войска не только строили оборонительные укрепления из древесины, бетона и колючей проволоки. Воробьев решил использовать… воду. Замысел его заключался в том, чтобы создать на пути немецкой армии так называемые искусственные наводнения.

Вот как о части этих планов вспоминал коллега Воробьева генерал-лейтенант инженерных войск Иван Павлович Галицкий: «Осуществить [план] намечалось следующим образом. Канал Москва  — Волга на участке Дмитров, Яхрома идет параллельно речке Яхроме, чуть южнее города Яхромы он пересекает ее. Из канала возможен водоспуск в Яхрому. Если фашисты приблизятся вплотную к каналу, саперы спустят эту воду. Она зальет пространство перед его западным берегом и образует серьезное водное препятствие. Внезапное искусственное наводнение может привести врага в замешательство и расстроит его планы наступления. Воробьев предупредил меня, чтобы наша группа имела в виду это обстоятельство при устройстве заграждений».

Когда немцы оказались в непосредственной близости от канала Москва — Волга, перед ними открылись шлюзы Яхромского и Икшинского водохранилищ. Все дороги, которые вели к каналу, оказались отрезанными водой. Это позволило остановить наступление целой вражеской дивизии — немцы просто застряли. Советские войска смогли уничтожить множество немецких танков, а также Яхромский мост через канал.

Это лишь один из подобных эпизодов. Инженеры внесли большой вклад в оборону. Минирование крупных дорог и полей проводилось так, чтобы заградительным огнем вынуждать гитлеровцев свернуть на опасные участки и заставить их понести большие потери. Почти 4 тысячи огневых сооружений, 600 километров противотанковых рвов и около 1,5 тысячи километров устроенных лесных завалов, сотни тысяч мин и фугасов, установленных на полях сражений, — все эти инженерные работы были выполнены всего за два месяца оборонительного этапа Битвы за Москву.

Инженерные и саперные войска не меньше сделали и во время контрнаступления Красной армии. Они заходили в тыл врага и разрушали коммуникации, строили ледяные и мостовые переправы через реки и канал Москва — Волга взамен разрушенных, штурмовали вражеские укрепления и проделывали проходы через минные поля. Нередко они применяли тактику скрытого подхода в снегу к стоявшим в окопах немецким танкам, чтобы их подорвать. За успешные действия войск Воробьева наградили одной из высших наград СССР — орденом Красного Знамени.

С апреля 1942 года и до конца Великой Отечественной войны Воробьев занимал пост начальника инженерных войск Красной армии. Он лично руководил возведением оборонительных рубежей во время Сталинградской и Курской битв, а также инженерно-саперным обеспечением прорыва блокады Ленинграда и форсирования Днепра.

За годы Великой Отечественной войны инженерные войска построили и отремонтировали более 400 тыс. км войсковых путей, возвели 11 тыс. мостов общей длиной 660 км, построили 50 тыс. км оборонительных рубежей и приблизительно 1,5 млн фортификационных сооружений. Саперы установили более 70 млн противотанковых и противопехотных мин — так было уничтожено около 10 тысяч единиц немецкой техники и выведено из строя до 100 тысяч военнослужащих вермахта. Сколько они разминировали, и представить трудно. Бойцы инженерных войск всегда первыми подбирались к вражеским позициям, чтобы проделать проходы в минных и проволочных заграждениях, оборудовать переправы на реках или осмотреть крепость перед штурмом.

Достижения Воробьева как военачальника получили признание: он стал первым в советской истории маршалом инженерных войск, был удостоен нескольких орденов Ленина и ордена Суворова I степени. Его уважали солдаты и коллеги. Генерал Галицкий писал о нем: «Это очень образованный и эрудированный военный инженер, как говорится, с божьей искоркой».

После войны Михаил Петрович еще 7 лет возглавлял инженерные войска Советской армии. Умер он молодым даже по меркам своего времени, в 1957 году в возрасте 60 лет. Его именем в Москве названа не только улица, но и Измайловская гимназия. Улицы Воробьева есть и в городах его юности — Хасавюрте и Владикавказе.

Читайте также

Фильтр