Смерть в Чертанове

Смерть в Чертанове, фото

«Лейб-гусары». Н. Самокиш. 1904 год

27 февраля 1825 года на почтовой станции Чертаново, первой после Москвы на Серпуховском тракте (а нынче вошедшей в состав Северного Чертанова), умер человек. Он прибыл со слугой Андреем накануне вечером, попросил комнату и пожаловался на плохое самочувствие. Утром, будучи сопровождён своим крепостным на двор «для телесной нужды», упал и испустил дух. Печальное это событие имело некоторую предысторию и большие последствия, как ни странно, для отечественной музыкальной культуры…

«Алябьев, запиши!..»

 Александр Павлович Ровинский, московский обер-полицмейстер, был человек военный и непорядка не любил; а поскольку был гораздо более храбр, чем умён, то наводил он порядок методами простыми, незатейливыми, о коих по Москве ходило множество анекдотов. Как-то раз в театре два сравнительно молодых человека штатской наружности начали шуметь, и Александр Павлович, приняв вид грозный, государственный, в сопровождении полицейского подошёл к ним в антракте и потребовал назваться. «Грибоедов», — ответил один из них. «Кузьмин, запиши», — распорядился полицмейстер. «А вы кто?» — дерзко спросил нарушитель спокойствия. Ровинский представился. «Алябьев, запиши», — бросил Грибоедов своему спутнику. Это был блестящий московский кружок. «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты»: Грибоедов, Алябьев, Денис Давыдов, Степан Бегичев, Михаил Загоскин («Хлестаков. Да, это моё сочинение. Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение!»). Александр Алябьев был одним из старших, с безупречной военной биографией за плечами, с боевыми орденами, с уже начавшейся славой композитора, автора популярнейшей в офицерских кругах песни «Один ещё денёк». Всё опасное было позади, впереди была музыка, любовь, обеспеченная жизнь. По крайней мере, он так думал.

Смерть в Чертанове  фото

«…налево ляжет ли валет?»

Человек, умерший на почтовой станции в Чертанове, был старым знакомым Алябьева ещё со времён Отечественной войны. Его звали Тимофеем Мироновичем Времевым, и то, что в полицейских документах он числился коллежским советником (чин VI класса, равный армейскому полковнику), не должно нас вводить в заблуждение — на статской службе он состоял сравнительно недолго после многих лет военной. Алябьев бывал у него в воронежском поместье под Валуйками. Жена Времева, Наталья Алексеевна, урождённая Мартынова, была двоюродной сестрой алябьевского друга Загоскина (и, кстати, также кузиной убийцы Лермонтова майора Мартынова) — люди одного круга, одного образа жизни. Зимой 1825 года Времев приехал в Москву по делам Опекунского совета. В тот роковой вечер он играл в карты в квартире Алябьева в Леонтьевском переулке в кругу своих хороших знакомых: помимо хозяина в квартире присутствовали зять (муж сестры) Алябьева Шатилов и отставные майоры Давыдов и Глебов. Выпили, повспоминали славное прошлое и сели за ломберный стол, поскольку все были заядлыми картёжниками. Играли в штос, он же «фараон», он же «банк», игру азартнейшую, описанную в пушкинской «Пиковой даме» и лермонтовском «Маскараде». Глебов метал, остальные понтировали. Времеву поначалу везло, затем он стал проигрывать, делал это всё более азартно, и проигрыш достиг очень крупной суммы. Тогда Тимофей Миронович обвинил Глебова в нечистой игре, а хозяина квартиры — в содержании шулерского притона. Пропустить это мимо ушей офицеры, пусть и отставные, не могли. С этого момента ситуация могла развиваться строго в двух направлениях: либо сам обвинивший должен был вызвать шулера на дуэль, либо дождаться вызова от него. Оружие выбирал вызванный — это существенное преимущество; зато вызвавший мог через некоторое время принести извинения, и их часто принимали. Нюансов в кодексе чести тогдашнего дворянина и офицера было множество, одно несомненно — дело должно было решиться через дуэль. Теоретически можно было вместо неё обратиться в суд, но подменять в деле чести благородный поединок низким крючкотворством — бесчестье ещё большее, практически неслыханное! Времев не вызвал, и тогда ему было нанесено «оскорбление действием». Кем конкретно и какое именно — доподлинно неизвестно. Известно, что Времев двумя с половиной сутками спустя умер в Чертанове. Было произведено вскрытие, поставлен диагноз: разрыв сердца и апоплексический удар (инсульт) — и дано разрешение на захоронение. Останки Тимофея Мироновича упокоились в Симоновом монастыре. Как вскоре выяснилось — ненадолго.

Смерть в Чертанове  фото

Экспертиза

Запомнил ли Ровинский издевательское «Алябьев, запиши!», или у него имелся ещё какой-то зуб на композитора, но, соединив в уме известие о кончине Времева с циркулировавшими по Первопрестольной слухами о скандальной карточной игре, он распорядился произвести эксгумацию. Исследование останков было  поручено группе из шести квалифицированных врачей, которые назвали по результатам повторного вскрытия причину смерти, существенно отличавшуюся от первоначального диагноза, — разрыв селезёнки. Они же зафиксировали следы побоев в разных местах тела. С их мнением согласился авторитетнейший в вопросах судебной медицины профессор Мухин. Возник вопрос: когда они были нанесены? Без ответа на него невозможно было решить главный вопрос: чьи действия стали причиной смерти воронежского помещика? Однако два выдающихся медика, профессора Мудров и Гильтебрандт, сначала разошлись во мнениях. Последний полагал, что разрыв селезёнки мог произойти по разным причинам и быстро привёл к смерти, а Мудров — что изменения в селезёнке посмертные, а правилен первоначальный «сердечный» диагноз (при этом важно, что первоначально Мудров придерживался согласной с выводами комиссии точки зрения, но затем, как истинный учёный, засомневался и изменил свои выводы). Однако позже уважаемые врачи, вместо того чтобы лезть в бутылку и отстаивать свою несомненную правоту, как это сделали бы многие на их месте, совместно рассмотрели все документы и пришли к согласованному мнению: причина смерти — сердечный приступ. Казалось бы — «в архив!». Не тут-то было.

«…как людей вредных…»

Было начато дело №1151 «О скоропостижной смерти коллежского советника Времева», и из-за расхождений между экспертами никто его прекращать не собирался. Алябьев находился сначала под домашним арестом, потом был взят под стражу; полиция и судейские вели расследование: опрашивались десятки людей, по Москве ползли слухи, один фантастичнее другого (например, что Времева, когда он отказался платить, злоумышленники перевернули вниз головой и трясли, пока из карманов не посыпались золотые монеты). Одним из чиновников, прикосновенных к следствию, был судья Московского надворного суда (суд первой инстанции для дворян) Иван Пущин — «Большой Жанно», ближайший лицейский друг Пушкина. Именно несогласие Пущина с мнением большинства членов суда о невиновности Алябьева и его товарищей привело к тому, что оправдательное решение в октябре 1825 года было отменено. По-видимому, Иван Иванович исходил из своих представлений о гражданском долге и считал, что картёжники-кутилы априори виноваты… Ещё бы, ведь он «променял мундир конногвардейской артиллерии на скромную службу в Уголовной палате, надеясь на этом поприще оказать существенную пользу и своим примером побудить и других принять на себя обязанности, от которых дворянство устранялось, предпочитая блестящие эполеты той пользе, которую они могли бы принести»… Власти постепенно отставили версию об убийстве сначала намеренном, затем и непреднамеренном — всё-таки доказать причинно-следственную связь происшествия в Леонтьевском и смерти в Чертанове не удалось («Слава Богу, что сенатор N и князь NN преставились неделей раньше, а то сидеть бы мне ещё и за этих», — по слухам, сострил Алябьев). Зато до масштабов грандиозных разрослась другая «линия» — о создании «игрецкого общества». «Общество» — это было актуально, после Сенатской всюду виделись «общества», подследственные были знакомы — естественно! круг-то один… — с рядом декабристов. В камеру композитору доставят рояль, и маленький алябьевский шедевр, «Соловей», родится в застенках… Приговор был суров — лишение орденов, чинов, дворянства и ссылка в Сибирь. Тобольск, Омск, потом Ставрополь, Оренбург… Только в 1843 году Алябьеву разрешат жить в Москве под надзором полиции.

Смерть в Чертанове  фото

Тюрьма — на пользу?

Рассказывают, что добрый знакомый Алябьева и близкий друг Грибоедова композитор Верстовский, услышав первый раз «Соловья», сказал: «Русскому таланту и тюрьма — на пользу!», а Алябьев якобы попросил ему передать, что рядом с ним «полно пустых камер». Парадоксально, но Верстовский в чём-то прав: запертый в четырёх стенах и лишённый возможности видеть возлюбленную, талантливый музыкант оказался у истоков яркого явления в музыке — русского романса, полного неизъяснимой печали. В ссылке, оказавшись без привычного окружения кутил, без карт и попоек, он занялся музыкой всерьёз, создал множество произведений (в том числе несколько опер), исполняемых и поныне. Насмешка в театре, памятливость московского полицмейстера, случайная смерть Времева, «заморозки» после «известных событий» — кто скажет, как сложилась бы судьба Александра Алябьева, кабы не эта череда совпадений? А так — сложилась, да ещё как! И даже с любимой своей, Екатериной Александровной, урождённой Римской-Корсаковой, выданной замуж после его ареста, он потом всё-таки соединился и прожил десять счастливых лет… Так и в романсе, при всей его печальности, всегда есть нотка надежды.

Читайте также

Фильтр