Предтеча университетов российских

Предтеча университетов российских, фото

Основание Славяно-греко-латинской академии

Тверской район Москвы стал колыбелью российского высшего образования. Именно здесь в XVII веке было основано первое из многих высших учебных заведений столицы — Славяно-греко-латинская академия. В отличие от духовных семинарий, образование в ней могли получить представители всех сословий, которых обучали самым разнообразным предметам, в особенности языкам, за что она и получила свое столь длинное название.

Создание академии

Так уж сложилось, что к середине XVII века, в то время как по Европе активно распространялись идеи гуманизма и начиналась эпоха Просвещения, в России не было ни одного высшего учебного заведения. Ни у государства, ни у общества не было запроса на высокообразованных людей, и только реформа Никона сформировала потребность в знатоках греческого. Бремя легло на плечи греческих монахов — братьев Иоакима и Софрония Лихудов, приглашенных из Константинополя в 1685 году. Обосновавшись сначала в Богоявленском, а затем в Заиконоспасском монастыре, они стали обучать около ста набранных студентов греческому языку и риторике.

Внутреннее устройство

Было не слишком велико: восточные патриархи, приславшие Лихудов, настаивали на том, чтобы особое внимание уделялось изучению греческого, в то время как языком науки в ту эпоху, как известно, была латынь. Однако уже через 16 лет царь Петр придал академии ранг государственной и поручил провести в ней преобразования, перенеся акцент на латинский. К этому времени процесс обучения уже составлял около 12 лет и разделялся на восемь классов. В четырех низших (фара, инфима, грамматика и синтаксима) изучали азы славянского и латинского языков, а также историю, географию и арифметику. Студенты средних классов (пиитика и риторика) обязаны были постоянно разговаривать на латыни, даже между собой, а также обучались чувству языка и красноречию. Высшие же классы были самыми сложными, до них многие вовсе не доучивались: здесь два года изучали философию и четыре года богословие. Помимо греческого и латыни в академии преподавали и современные иностранные языки.

«Тяжело в учении — легко в походе»

Учебу в Славяно-греко-латинской академии вряд ли можно назвать раздольем. За выполнением огромного объема заданий был установлен жесткий контроль как со стороны преподавателей, так и самих учеников, обязанных не только помогать своим собратьям, но и доносить учителям на лентяев. У академии были даже своего рода полицейские функции. Столь непростые условия впоследствии сполна себя оправдали: из стен академии вышли выдающиеся деятели искусства и науки, государственные служащие и богословы.

Россия обязана академии и появлением первого театра: именно здесь студенты впервые начали ставить спектакли под руководством Симеона Полоцкого. Сначала постановки не имели большого размаха, но уже к 1701 году среди столичной публики поход в «школьный театр», где играли представители всех сословий, считался культурным досугом.

Первые выпускники, чьи имена приходят на ум: не нуждающийся в представлении Михаил Ломоносов, великий математик Леонтий Магницкий, по учебнику которого будут преподавать арифметику в течение долгих лет, первооткрыватель отечественного фарфора Дмитрий Виноградов, знаменитый архитектор Екатерининской эпохи Василий Баженов, а также будущий основатель русского театра Федор Волков.

Закрытие академии

Закат первой академии страны связан с Отечественной войной 1812 года: сожжение монастыря французами поставило крест на дальнейшем существовании академии. К тому же в начале XIX века по стране вовсю открывались новые, более специализированные училища и университеты (к началу войны их было уже пять), а надобность в архаичной школе с преподавателями из духовенства отпала. Заново академия открылась лишь спустя 200 лет, в 2010 году.

Читайте также

Фильтр