Наследники Политехнической выставки

Наследники Политехнической выставки, фото

Политехнический музей

Политехнический музей и Государственный исторический музей, расположенные в Тверском районе практически в самом центре Москвы, абсолютно разные по наполнению и концепции. Однако есть у них и общее — это и корни, и назначение, и стиль, в котором они выполнены.

Все началось с выставки…

Появлению обоих музеев косвенно способствовала Политехническая выставка 1872 года, все лето проходившая в Москве. Организатором экспозиции выступило созданное в 1863 году Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ). Своей целью оно ставило популяризацию науки, которая тогда оставалась делом довольно узкой группы людей. Члены общества полагали, что ни различные публичные лекции, ни научно-популярные работы не дадут такого эффекта, как создание музеев и коллекций, через которые к достижениям науки можно будет прикоснуться напрямую.

Это вполне увязывалось со сложившейся тогда европейской традицией: публичная демонстрация коллекций началась там еще в конце XVIII века. Впрочем, общество ставило и другую цель— патриотическую: не столько интегрировать или изолировать отечественную науку от западной, сколько направить ее в сторону еще большего изучения России, отмечает американский историк Джозеф Брэдли. Первый президент ОЛЕАЭ, геолог и профессор Московского университета Григорий Ефимович Щуровский, говорил: «Наши музеи, по самому характеру своему, должны быть учебными и в то же время русскими музеями».

Итак, московская Политехническая выставка 1872 года, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, имела колоссальный успех. Ее посетили в общей сложности 750 тысяч человек— это сравнимо с тогдашним населением города. Экспонаты располагались в 86 временных павильонах и в здании Манежа и были разделены на 24 тематических отдела, среди которых были и отделы, связанные с техникой и прикладной наукой. С задачей выставка справилась на отлично: позволила собрать коллекции, на основе которых можно было бы создать крупнейшие научно-просветительские центры России. Одним из них стал Музей прикладных знаний, или Политехнический музей, открывшийся 12 декабря 1872 года в небольшом временном помещении на Пречистенке. В нем были представлены технический отдел, отделы прикладной физики и прикладной зоологии, архитектурный, учебный и т. д.

Новый дом музея

Строительство главного корпуса на Лубянке растянулось на несколько десятилетий. Все из-за нехватки финансирования: смета составляла 1,5 млн рублей, а Московская городская дума была готова дать только треть. В итоге первоначально была возведена только центральная часть Политеха.

Центральный комплекс Политеха был открыт в мае 1877 года. Здание, богато украшенное лепниной и русскими орнаментами, с многочисленными пилястрами и балконами, а также резными декоративными колоннами поразило современников, удостоившись даже сравнения с дворцом. Вторая очередь музея, впрочем, была уже скромнее, а северное крыло и вовсе обрело черты стиля модерн. Однако, несмотря на это, весь комплекс удалось выстроить так, что он воспринимается как единое целое.

Политехнический музей сразу вызвал невероятный интерес публики, а с приходом советской власти коллекции технических достижений стали уделять еще больше внимания. В лектории Политеха регулярно выступали крупнейшие ученые страны. Но музей был и очень важным культурным центром. Пожалуй, он навсегда вошел в историю литературы как место, где раскрывались поэты-шестидесятники: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и многие другие. Сейчас Политех находится на длительной реконструкции, но уже совсем скоро он вновь откроет свои двери.

В поисках архитектора

Составить план будущего здания Комитет по устройству музея поручил архитектору Николаю Шохину, председателю Московского архитектурного общества. Он подготовил его к концу 1874 года, после чего организаторы занялись поисками того, кто мог бы оформить фасад. И первоначально на конкурсной комиссии выбрали проект Иеронима Севастьяновича Китнера под названием «Не богато ли?». Его отверг великий князь Константин Николаевич: дескать, фасад будет выполнен во французском стиле и не будет отражать русских традиций. Он посоветовал главного придворного архитектора Ипполита Монигетти — по крови швейцарца, но, как уверял князь, знакомого с русским стилем. Полностью свой проект он осуществить не успел: Монигетти умер в 1878 году.

Наследники Политехнической выставки  фото

Музей с историей

Политехническая выставка 1872 года позволила открыть не только Политехнический музей. Создать Исторический музей предложил генерал-майор Николай Чепелевский. Его предложение, вкупе с инициативой генерал-адъютанта Александра Зеленого, поддержал цесаревич, будущий император Александр III. В феврале 1872 года указ о создании музея подписал его отец, царь Александр II.

Основатели Исторического музея спорили о том, каким он должен быть. Чепелевский считал, что он должен быть целиком и полностью посвящен военной истории, граф Уваров предлагал сосредоточиться на общей истории государства в отражении картин, а историк Иван Егорович Забелин хотел сделать упор на быте народа. Получилось нечто среднее: в стенах музея можно увидеть как подлинные предметы различных эпох, начиная с доисторической, так и предметы живописи — причем в хронологической последовательности. Принята и концепция работы, которая должна была базироваться на прочной научной основе.

Над проектом Исторического музея работали архитектор Владимир Шервуд и военный инженер Анатолий Семенов. Им пришлось несколько раз переделывать проект, пока не был одобрен финальный — тот, который известен нам и сейчас. Главной задачей зодчих было органично вписать здание в существовавший на тот момент архитектурный облик Красной площади, который по большей части не менялся с XVI века.

Строительство шло тяжело. Общественный характер музея, который хотели придать ему основатели, и ставка на частное финансирование привели к трудностям. Общий капитал составлял всего лишь 154 тысячи рублей. Пришлось брать ссуду более чем на 1 млн рублей, которую удалось закрыть только почти через 30 лет. Спасло ситуацию принятие музея на государственный баланс в 1881 году.

Строительство продлилось восемь лет: Исторический музей был открыт в 1883 году. При этом споры вокруг проекта продолжались еще долгое время. Некоторые современники называли проект Шервуда неудачным, нерусским, кто-то считал ошибкой снос здания Главной аптеки. Архитектора отстранили от работ, а впоследствии ему отказали в должности сотрудника учреждения.

Изначально Исторический музей планировали построить на месте, где сейчас стоит Мавзолей Ленина, но потом был выделен участок между Красной и нынешней Манежной площадями. На этом месте в разное время располагались почтовый двор, Земский приказ, ратуша с Главной аптекой и медицинской канцелярией, первое здание Московского университета, губернские присутственные места, пока наконец помещения не выкупила для себя Московская городская дума.

Тем не менее Исторический музей, несомненно, является памятником именно русского, а точнее, популярного тогда псевдорусского стиля. Сложенное из красного кирпича здание удачно сочетается со стенами Кремля и Покровским собором, в его оформление внедрены исконно русские элементы: шатры, кокошники, гирьки и др. Интерьеры выполнены в сочетании древнерусских мотивов с геральдическими элементами императорского дома. Особенно поражают Парадные сени, с которых и начинается обзор экспозиции, где центральное место занимает панно на потолке с изображением на генеалогическом древе всех правителей государства от князя Владимира и княгини Ольги до Александра III и Марии Федоровны.

Сейчас Исторический музей ежегодно посещают свыше 1,2 млн человек, при этом коллекция настолько обширна, что постоянная экспозиция вмещает в себя лишь 0,5% от общих запасов фондов. Всего в них — около 14 млн документов и более 5 млн предметов. 

Читайте также

Фильтр