Товары Made in Moscow бьют рекорды по экспорту
Четыреста экспортных консультаций, триста b2b-встреч и десять деловых мероприятий – такова вкратце программа конференции ВЭД 2.0 «Сделано в Москве для экспорта», которая состоялась 10 декабря и собрала свыше трех тысяч участников внешнеэкономической деятельности из 20 стран. По ее итогам столичные власти планируют разработать новые меры поддержки экспортноориентированных компаний. «Экспорт – заявка на высокое качество московской продукции», – пояснил повышенное внимание города к поставкам за рубеж глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.
Без сырья и энергетики
Свои товары на международных выставках столичные компании презентуют под единым брендом Made in Moscow – за последние два года они заключили свыше 400 контрактов на общую сумму 736 млн рублей. В целом благодаря их деятельности только в прошлом году объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) Москвы увеличился на 20 процентов – до 25 млрд долларов. При этом доля столицы в российском ННЭ составила 18,7 процента. А лишь за первую половину 2018 года, по словам Фурсина, экспорт столичных компаний уже составил около 11 млрд долларов – на 10 процентов больше, чем за аналогичный период 2017‑го. Предполагается, что эта динамика сохранится и во втором полугодии и также даст прирост в 10 процентов.
До 750 тысяч рублей для зарубежных выставок и не более 350 тыс. руб. для российских мероприятий город возвращает экспортерам за участие в экспозиционной деятельности.
Упаковать и презентовать
Такие показатели достигнуты во многом благодаря поддержке, которую город на сегодняшний день оказывает экспортерам. Для них, например, создано «одно окно» в виде Московского экспортного центра (МЭЦ), где предприниматели могут получить не только исчерпывающую информацию и бесплатные консультации, но и пройти обучение. На базе центра работает школа экспортеров, где всех желающих научат грамотно презентовать свой продукт за рубежом и правильно, «по‑рыночному», его упаковывать. Впрочем, часть этих функций берут на себя эксперты МЭЦ, занимающиеся продвижением столичных компаний на международных площадках. Они же ведут каталог экспортеров, куда уже включены около 1000 московских фирм, представляющих свыше 3000 позиций товаров и услуг.
Площадки для переговоров
Кроме того, специалисты МЭЦ занимаются организацией деловых встреч и переговоров столичных бизнесменов с зарубежными партнерами на различных международных отраслевых выставках. При этом, как рассказал Алексей Фурсин, серьезно изменился подход к выбору площадок: если раньше за это отвечали чиновники, то теперь они же ориентируются на интерес самих предпринимателей. Отчасти благодаря такому подходу количество выставок для московских экспортеров утроилось.
Если в 2017 году им удалось посетить всего пять выставок и провести на них три тысячи переговоров, то уже в этом году цифры воросли до 15 выставок и восьми тысяч деловых встреч. А в 2019 году запланированы выезды на 24 международных мероприятия. Причем, как отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, это не закрытый список: власти готовы расширять географию и открывать новые ниши и рынки.
5 процентов годовых – такие банковские займы предусмотрены для экспортеров. А экспортеры-резиденты технопарков могут рассчитывать и на ставку в два процента.
Субсидии и займы
К слову, участие во всей экспозиционной деятельности городом компенсируется – экспортерам возвращаются затраты на транспортировку продукции и ее сертификацию, а также сертификацию менеджмента. Правда, есть ограничения – до 750 тыс. руб. для зарубежных выставок и не более 350 тыс. руб. для российских мероприятий. Предусмотрены для экспортеров и банковские займы под пять процентов годовых. А экспортеры – резиденты технопарков могут рассчитывать и на ставку в два процента.
«Мы пока стоим в начале пути, – пояснил Алексей Фурсин ситуацию с мерами поддержки. – При этом уже сейчас ясно, что для наших экспортеров нужны коробочные решения по каждой отдельно взятой стране». Более полный список решений появится после того, как будут обработаны все предложения, поступившие в ходе конференции ВЭД 2.0.