Отсюда и… в «Космос»

Отсюда и… в «Космос», фото

Гостиница «Космос»

К Олимпиаде-80 архитекторы и строители возвели или отремонтировали в столице более 70 спортивных объектов и отелей. Многие из них прочно ассоциируются именно с Олимпийскими играми, но вот гостиница «Космос», которая находится в Алексеевском районе, «спортивным» духом не проникнута. Построенная, чтобы производить впечатление, она до сих пор остается московской достопримечательностью, хотя и несколько утратила свой «нездешний» лоск. А в 1979 году она была самой передовой, самой современной и, может быть, самой необычной в городе.

Куда поселить гостей

Олимпийские игры оказались для СССР не столько большим спортивным праздником, сколько огромным испытанием. Столица готовилась к приему иностранных гостей и в сжатые сроки превращалась в современный город, в котором и в летнем кафе можно посидеть, и «Фанты» в магазине купить, и разместить делегатов в отелях мирового уровня. Такие отели еще только предстояло построить. Местом для возведения одного из них стал участок между проспектом Мира, улицей Космонавтов и Ярославской улицей. Некогда здесь стояли одноэтажные жилые дома, но в начале 1970-х их снесли, и строительная площадка была готова.

Владимир Вячеславович Стейскал, выпускник МАРХИ 1953 года, сразу после института пришел на работу в «Моспроект». Ему столица обязана многими жилыми кварталами, в том числе в Текстильщиках, Люблине, Выхине, Новых Кузьминках. Причем это не просто жилые дома, а именно комплексно спроектированные районы со школами, детскими садами, магазинами и парками. Специалисты отмечают, что именно опыт Стейскала в области организации городской среды помог ему «вписать» грандиозное здание гостиницы «Космос» в окружающее пространство. 

Проект потребовал привлечения иностранных специалистов: слишком велик был масштаб. СССР представлял коллектив «Моспроекта-1», который возглавлял Владимир Стейскал. В партнеры выбрали французскую компанию Sefri. Как вспоминал Стейскал, французы согласились на четкое соблюдение всех стандартов строительства Советского Союза и удивились, что те оказались строже европейских.

Ориентирование на местности

Планировалось возвести грандиозное сооружение. Напротив будущей гостиницы уже разместилась масштабная ВДНХ, и архитекторам и инженерам предстояла кропотливая работа над тем, чтобы будущее здание смотрелось органично. Эту задачу они выполнили, подобрав удачную конфигурацию строения. Будущему отелю придали форму подковы (хотя в народе укоренилось название «полстакана»). Решение это хотя и сегодня кажется оригинальным, не ново: еще в 1930-е годы Алексей Щусев спроектировал в форме подковы так называемый Дом архитекторов на Ростовской набережной — более чем достойный образец для вдохновения.

Первоначально планировалось, что полукруг здания отеля будет находиться как бы на продолжении оси основной аллеи ВДНХ, словно перекликаясь с аркой главного входа выставки. Эту задумку реализовать не получилось, однако гармоничное сочетание гостиницы и монументального оформления ВДНХ вполне удалось.

В основе здания «Космоса» — монолитный железобетон. Строить надо было быстро, и чтобы уложиться в отведенные три года, бетонный завод возвели прямо на стройплощадке. Вместо сварки применяли соединения на болтах, которые выдержали проверку временем — несколько десятков лет гостиница стояла без ремонта.

Отель и сегодня выглядит если не современным, то уж точно не архаичным, а в конце 1970-х решение отделать фасад стеклом и металлом было новаторским и немного дерзким. Фасад «Космоса» смотрелся футуристично. Архитекторы выбрали коричневый оттенок стекла, не характерный для других московских зданий, чем подчеркнули: «Космос» — это будущее, образец для расцветающей Москвы.

Отсюда и… в «Космос»  фото

Владимир Вячеславович Стейскал // Схема размещения олимпийских объектов в Москве

Шаг в завтрашний день

В гостинице разместился олимпийский пресс-центр. Если бы что-то в отеле не соответствовало стандартам своего времени, это не осталось бы без внимания: кругом ведь журналисты. Именно поэтому все достижения мировой индустрии гостеприимства были воплощены здесь.

Впервые в «Космосе» гости получали не обычный ключ, а электронную карту. Могли поиграть в боулинг, расслабиться в бассейне, посетить сауну или парикмахерскую. Здесь даже открылось свое отделение милиции — мало ли… В номерах поставили современные стеклопакеты, а систему отопления регулировали датчики на фасаде здания.

Возведение гостиницы «Космос» — не первый случай сотрудничества СССР и Франции в области архитектуры. Хрестоматийным является пример здания Центросоюза на Мясницкой. Оно построено по проекту Ле Корбюзье, который неоднократно бывал в СССР и высоко ставил достижения советского авангарда. Несколько лет в Советском Союзе прожил Андре Люрса, один из основателей Международного конгресса современной архитектуры. В Москве он работал до 1937 года в мастерской № 5 Моссовета. Не обошелся без французского участия и знаковый проект строительства московских пятиэтажек. Известно, что автором проекта типового дома был Виталий Лагутенко, но он учитывал опыт французского инженера Раймона Камю, который, собственно, и придумал метод панельного домостроения. В 1950-е завод Camus во Франции посетила делегация Госстроя, которая заключила контракт на поставку линий по производству панелей. Правда, французские «хрущевки» имели четыре этажа и подвал, квартиры были больше, а лестничные пролеты шире. Советским инженерам пришлось удешевить технологию, поэтому французский образец они модифицировали.

Помимо собственно номеров в гостинице расположились деловой центр и конгресс-зал. Для нужд пресс-центра организовали работу электронной АТС, которая позволяла быстро связываться с абонентами в других городах мира. В нескольких ресторанах «Космоса» одновременно могли пообедать 3500 человек. Особенной популярностью пользовался ресторан на 25 этаже — с завораживающим панорамным видом. В «Космосе» организовали шведский стол, и уже после Олимпиады по воскресеньям на завтрак сюда могли прийти не только постояльцы, но и все желающие. Как вспоминал певец Валерий Сюткин в программе, посвященной 40-летию «Космоса», фиксированная цена «шведского завтрака» составляла 2 рубля 60 копеек, количество «подходов» не ограничивалось.

Архитекторы подумали, кажется, обо всем, даже оборудовали перед входом крытую площадку для автомобилей и автобусов, а в подвальном этаже сделали парковку на 150 машин.

Легенды и мифы

Ни одно московское здание, которое по масштабу сравнимо с «Космосом», не обходится без своих легенд. Есть такая и у известной гостиницы: ведь именно на ее открытии единственный раз в Москве выступил французский певец и настоящий кумир поколения Джо Дассен. Компанию ему составила Алла Пугачева. 18 июля 1979 года в рамках торжественной церемонии и состоялся концерт, о котором нам, к сожалению, остались только устные воспоминания. Телесъемка не велась. Евгений Болдин, тогда директор коллектива Пугачевой, рассказывал: «Я помню, как приехало наше телевидение, будучи в абсолютной уверенности, что сейчас все снимет. И, наверно, первый раз в жизни телевизионщики получили отказ от съемок, что оказалось для них полной неожиданностью. Но им объяснили, что это чужой праздник и что Дассен против съемок».

Со временем к этой легенде добавилась еще одна: гости «Космоса» стали просить поселить их там, «где ехала Жанна Фриске». В фильме «Дневной дозор» красивая ведьма на красной машине лихо едет по фасаду отеля на полной скорости. И всем понятно, что это спецэффекты и монтаж. Но хочется верить: на то он и «Космос», чтобы прикоснуться к нереальному.

Читайте также

Фильтр