Клуб Кисы Воробьянинова

Клуб Кисы Воробьянинова, фото

Зал Центрального дома культуры железнодорожников

Центральный дом культуры железнодорожников известен каждому, кто читал «Двенадцать стульев» или хотя бы смотрел экранизацию Захарова или Гайдая. Ведь именно в этом здании в Красносельском районе Ипполит Матвеевич находит последний стул, вскрывает его и испытывает глубочайшее разочарование. В романе Ильфа и Петрова ЦДКЖ построен именно на деньги семьи Воробьяниновых. В реальности всё было немного по-другому.

Если вы когда-нибудь бывали на площади трёх вокзалов, то не могли не заметить ЦДКЖ. Здание клуба построил знаменитый Алексей Щусев во второй половине 20-х годов ХХ века. Расположено оно рядом с Казанским вокзалом, который, кстати, тоже спроектировал Щусев.

Строительство

Казанская железная дорога была одной из самых развитых в поздней Российской империи. Довольно большое количество разветвлений способствовало интенсивности движения. Нагрузка на дорогу стала огромной, соответственно, и количество работавших на ней людей росло не по дням, а по часам. К 1917 году число сотрудников достигло сотен тысяч. Власти новообразованной РСФСР тоже строили на дорогу грандиозные планы. «Казанка» получала как финансовую, так и информационную поддержку. О ней писали советские газеты. Много было и желающих связать с ней свою судьбу. Вокруг дороги ежемесячно возникали те или иные общества. В 1922 году в Москве даже образовался футбольный клуб «Казанка», который затем станет частью существующего и поныне московского «Локомотива».

Огромное количество работников нужно было как-то развлекать. Управление дорогой несколько раз ходатайствовало перед Советом народных комиссаров о выделении денег на строительство клуба, где железнодорожники могли бы культурно проводить досуг. Прошения были удовлетворены. Денег на строительство выделили даже больше, чем требовалось. На клуб скинулись Наркомат путей сообщения, дорожный комитет СССР и даже Союз железнодорожников. Теперь можно было размахнуться. Возведением нового здания занялся один из главных советских архитекторов — Алексей Щусев, создатель знаменитого дома на Ростовской набережной, храма Сергия Радонежского на Куликовом поле и Мавзолея Ленина.

Творческий кластер

Если бы такое понятие существовало в советское время, то именно так, наверное, и называли бы ЦДКЖ. Да-да, для Москвы это был настоящий творческий кластер. Именно железнодорожников он развлекал недолго. Дело в том, что главный зал оказался огромным. Он вмещал от 700 до 1200 только сидячих мест. Для 1927 года (дата завершения строительства) это гигантское пространство.

Начиная уже с 50-х годов ЦДКЖ стал использоваться как площадка для творческих и культурных мероприятий городского масштаба. Здесь, например, регулярно проводились чемпионаты СССР по шахматам. Многие будущие чемпионы мира получали первые титулы именно под сводами ЦДКЖ. Впрочем, использовать ведь можно было далеко не только главный зал. Другим кабинетам и комнатам тоже находилось достойное применение. Очень часто ЦДКЖ принимал научные симпозиумы и конференции, порой даже международные.

Концерты тоже нельзя не упомянуть. ЦДКЖ был любимой площадкой Аркадия Райкина. На сцене Центрального дома культуры железнодорожников выступала и Алла Пугачёва.

И всё же ЦДКЖ не мог соответствовать растущим стандартам. Он не становился больше, зато в столице появлялись всё новые и новые концертные площадки. Взять хотя бы стадион «Лужники» или спорткомплекс «Олимпийский». Дом культуры постепенно уходил в тень. Правда, в 2017 году в его стенах всё же устроили грандиозное шоу с участием Льва Лещенко и Дмитрия Харатьяна. Так отмечали 90-летие здания.

Стулья

Денег на строительство ДК выделили столько, что в народе родилась забавная легенда. Якобы настоящим спонсором был вовсе не Наркомат путей сообщения, а купец Николай Стахеев. По легенде, он тайно вернулся в Советскую Россию, чтобы забрать спрятанные деньги, но был схвачен сотрудниками госбезопасности. Так была заключена сделка: деньги на строительство ЦДКЖ в обмен на свободу.

Легенда быстро перекочевала на страницы советской печати. Писала о ней и газета «Гудок», где работал Илья Ильф. Так и родилась концовка романа «12 стульев».

Тем более что стульев в ЦДКЖ всегда было великое множество.

Читайте также

Фильтр