Строительство
Музей-заповедник «Коломенское» — природный и архитектурный памятник, одно из любимых мест отдыха москвичей и туристов. Поэтому данный участок БКЛ старались проложить таким образом, чтобы станционный комплекс находился за пределами парка. Тоннель прокладывали под периферийной территорией, не затрагивая центральную часть заповедника с наиболее ценными объектами.
Весной 2020 года от станции «Кленовый бульвар» началась проходка линии в сторону станции «Каширская» 10-метровым щитом-гигантом «Победа», а в декабре 2021 года тоннелепроходческий комплекс «Лилия» проложил двухпутный тоннель до «Кленового бульвара» от станции «Нагатинский Затон», он стал завершающим тоннелем на БКЛ.
Строительство самого станционного комплекса «Кленовый бульвар» осуществлялось в котловане рекордной длины - почти 700 метров. Это связано с тем, что в нём, помимо станции, велось строительство центра технического обслуживания поездов. При этом было возведено более 90 тыс. куб. м монолитных конструкций, что по объёму равно структуре трёх обычных станций.
Работы в водонасыщенных грунтах потребовали применения специальных технологий. Например, при строительстве тоннелей, проходящих непосредственно под Москвой-рекой, использовалась усиленная гидроизоляция конструкций.
Архитектурное решение
«Кленовый бульвар» — это станция мелкого заложения с одним вестибюлем и береговыми платформами. Её дизайн был определён в 2018 году в ходе международного архитектурного конкурса, который выиграла мастерская Archslon. Она предложила концепцию, благодаря которой станция стала органичным продолжением исторического образа района. Так, форма наземных вестибюлей — это авторская интерпретация архитектуры дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Снаружи стены павильонов отделаны металлическими рельефными панелями с подсветкой по периметру крыши.
Платформа с органичной пластикой потолочного свода создаёт узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества, визуально удваиваясь в зеркальной части отделки стен. Интерьер подземного вестибюля выполнен в чёрно-белой гамме. Стены украшены мрамором, гранитом габбро и металлическими панелями на колоннах и арках.
В оформлении использованы традиционные орнаменты и есть отсылки к народным ремёслам. Например, для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля были разработаны необычные источники света. Прототипом для них послужили мотивы сетчатой керамики, производство которой было освоено на территории Дьякова городища в Коломенском.
При проведении отделочных работ на платформе, в эскалаторной зоне и вестибюлях станции «Кленовый бульвар» были использованы современные материалы — лёгкие и сверхпрочные зеркальные панели высотой от 2,5 до 3,2 м.
В зоне путевого развития возведён пункт технического осмотра (ПТО) для обслуживания подвижного состава Московского метрополитена, который включает две смотровые канавы, служебные помещения и эвакуационный выход наверх через наземный павильон. ПТО расположен за станцией «Кленовый бульвар» в направлении станции «Нагатинский Затон». Такая компоновка продиктована схемой совместной эксплуатации Большого кольца, Солнцевской и Некрасовской линий, по которым в сутки проходит около 120 поездов.
В результате
По оценкам экспертов, к 2025 году ежедневный пассажиропоток станции «Кленовый бульвар» БКЛ составит около 23,5 тыс. человек — местные жители смогут экономить до 45 минут в день на поездках по городу. Станция «Коломенская» Замоскворецкой линии будет разгружена на 10 %.
Близость музея-заповедника «Коломенское» повлияла и на оформление территории вокруг станции «Кленовый бульвар», которая должна была не только вписаться в окружающий ландшафт, но и стать новым комфортным общественным пространством.
В результате
Жители района получили еще одну станцию метро в пешей доступности. Выходы из метро ведут на Кленовый бульвар и Коломенскую улицу. В ближайшей перспективе здесь появится пересадка на одноименную станцию Бирюлёвской линии метро.
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства
города Москвы