Иван Бочков, в честь которого названа улица в Останкинском районе,— один из многочисленных советских асов Великой Отечественной войны. Увы, он также в числе тех асов, кто этой войны не пережил. Его карьера в авиации была стремительной и яркой, а многие историки ставят Бочкова на третье место после Кожедуба и Покрышкина.
Землекоп
Иван Бочков родился в Калужской губернии в 1915 году. В Европе бушевала Первая мировая, на фронтах которой, по одной из версий, погиб отец будущего лётчика. Другая версия, правда, ничего героического о Бочкове-старшем не сообщает. Она гласит, что отец Ивана никогда и никак в жизни сына не участвовал и что мать Федосья Никифоровна растила сына и его младшую сестру одна.
Семья жила бедно даже в годы НЭПа. В 13 лет Иван бросил школу и уехал в Москву, где жил старший брат. Легче не стало. Мальчику приходилось работать землекопом. Тяжёлый труд укрепил его физически, но денег так было не заработать. В надежде как-то улучшить своё положение он отправился на курсы шофёров. Так Иван попал на завод «Калибр», при котором одно время существовал аэроклуб. Впервые увидев самолёт в небе, Бочков не поверил, что этой штукой управляет человек. Так думал будущий ас. За штурвалом Бочков впервые оказался как раз в этом аэроклубе. И полюбил небо.
В 1937 году его призвали в Красную армию. И тут Бочкову повезло. Его практически с первых же сборов направили в Борисоглебск, где тогда находилось главное военно-авиационное училище Советского Союза. А в 24 года Бочков попал на войну.
Первая медаль
Нет, это была ещё не Великая Отечественная, а советско-финская война, которую в 1950-е некоторые советские историки называли «генеральной репетицией перед настоящим делом». Про участие Бочкова в боевых действиях в Карелии и Финляндии известно очень немного. Правда, именно там он получил первую воинскую награду — знаменитую медаль «За отвагу», учреждённую в 1938 году. Известно, что на советско-финской Бочков чуть не погиб. Во время одного из вылетов отказал двигатель его самолёта. Лётчик совершил аварийную посадку, самостоятельно починил машину и вернулся в небо.
Великая Отечественная
Статистика Бочкова за два неполных года участия в Великой Отечественной: 327 боевых вылетов, 53 воздушных боя, более 20 сбитых вражеских самолётов. На фронте Бочков познакомился с Павлом Кутаховым, который был его командиром.
Кутахов — ещё одна легенда советских ВВС времён войны. Старше Бочкова всего на год, он уже слыл в авиации знаменитостью. Это был не только ас, но ещё и хороший учитель. Его эскадрильи наводили ужас на люфтваффе, подвиги «кутаховцев» регулярно воспевала советская печать. Считалось, что он лично отбирал лётчиков в свою группу. Самым, наверное, известным из тех, кто служил под началом Кутахова, был Ефим Кривошеев, погибший под Мурманском осенью 1942 года.
Увы, Бочков тоже погиб под Мурманском, через полгода после Кривошеева. 4 апреля 1943 года они с Кутаховым столкнулись в небе с шестью истребителями противника. Бочков пришёл на помощь Кутахову и спас его от неминуемой гибели, однако сам был сбит.
1 мая Кутахову и Бочкову присвоили звания Героев Советского Союза. Бочкову— посмертно. Останки лётчика захоронены в братской могиле на берегу реки Кола, недалеко от посёлка Шонгуй.