Если бы примечательные люди, в честь которых названы московские улицы, сами там жили, то маршалу Алексею Ивановичу Прошлякову достались бы подобающие соседи — маршалы Г. К. Жуков и М. П. Воробьев. Правда, Жуков был бы «старожилом», ведь проспект в его честь назвали еще в 1974 году. А вот инженеры «переехали» совсем недавно: улица Воробьева появилась в 2013 году, улица Прошлякова — годом ранее.
Хорошо, когда военнослужащий умеет обращаться с военной техникой, — например, метко стреляет или умело чинит автомобиль. Но военный инженер — это другой уровень. Это человек узкопрофессиональных знаний, который обеспечивает оборону или наступление огромной массы войск. Служба требует от инженера исключительной выдержки. Сооружение укреплений или обезвреживание минного поля часто происходит «под аккомпанемент» вражеского огня. Поэтому военинженер — это «атлант» вооруженных сил. Таким был Герой Советского Союза Алексей Иванович Прошляков (1901-1973). Он снова и снова обучался новому и, вообще, как и полагалось военному человеку, всегда «хотел стать генералом». Призвавшись в РККА в 1920 году, он прошел школу начсостава, командовал отделением, затем понтонным взводом и чуть позже — саперной ротой. В 1920-е годы участвовал в боях против басмачей в Туркестане.
Карьера исправного командира развивалась в хорошем темпе. В 1931 году в Ленинградской военно-инженерной школе Прошляков освоил КУКС (курсы усовершенствования командного состава), а в 1938 году — АКУКС (академические курсы…) при Военно-инженерной академии имени Валериана Куйбышева. К началу Второй мировой войны Прошляков (уже полковник) стал начальником инженерных войск 4-й армии, той самой, которая 22 июня 1941 года приняла на себя первый удар. Под руководством Прошлякова сооружался Брестский укрепрайон и перестраивался Днепровско-Бугский канал.
Прошляков воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны. За четыре года он служил в штабах нескольких фронтов и руководил работой инженерных войск. В первый год он оборонял Бобруйск и Могилев, лично взрывал переправы через Березину. Затем защищал Гомель и участвовал в обороне Москвы, которая потребовала от военинженеров огромных усилий. Полковник руководил возведением Тульского оборонительного рубежа — в ноябре 1941 года под Тулой шли кровавые бои, в ходе которых Красная армия не дала вермахту взять город и оттуда дальше наступать на Москву. Так кончился «блицкриг».
С 1942 года Прошляков служил командующим инженерных войск — Южного, Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и, наконец, 1-го Белорусского фронтов. В составе Белорусских фронтов генерал Прошляков контролировал их инженерное обеспечение в ключевых операциях — Висло-Одерской и Берлинской. Масштабы проведенных им работ в каждой из них впечатляют. Так, только для прокладки путей через реку Одер генерал-лейтенанту Прошлякову понадобилось десять инженерных бригад. Инженеры 1-го Белорусского фронта построили для наступления на Берлин 25 мостов — по ним переправились для подготовки атаки на столицу Рейха 1 671 188 автомашин и 400 тысяч повозок.
После капитуляции Германии Прошляков удостоился звания Героя Советского Союза. Однако и 1945 год не стал вершиной карьеры генерала. До самого последнего дня он не прекращал стремиться к новым высотам. После войны Прошляков вновь прошел академические курсы, получил звание маршала и сменил еще несколько высоких должностей, последняя из которых — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Маршал инженерных войск Алексей Прошляков не был летчиком. Но определенно — птицей высокого полета.