Императорский Воспитательный дом

Императорский Воспитательный дом, фото

Иван Иванович Бецкой, идейный вдохновитель Императорского Воспитательного дома

В большом комплексе зданий в Таганском районе полтора столетия воспитывали московских сирот. Младенцев начали подбрасывать к дверям дома ещё до завершения строительства. Здесь талантливые дети могли получить путёвку в жизнь — в университет или Академию художеств.

Приют на Москворецкой набережной

Одно из крупнейших в России закрытых учебно-воспитательных заведений для сирот, подкидышей и беспризорных учредила в 1763 году Екатерина II. Инициатива основания Воспитательного дома принадлежала действительному тайному советнику Ивану Бецкому. Прежде специальных приютов для детей в России практически не было: небольшое число сирот принимали в монастырях и церковных приходах, однако там в первую очередь заботились о выживании подопечных, а не об их воспитании или тем более образовании. Единственным исключением являлась Холмская Успенская обитель — там настоящий приют для сирот организовал митрополит Иов.

Бецкой попросил у императрицы для постройки Воспитательного дома землю, на которой находился Гранатный двор. Этот участок ограничивался рекой Москвой, улицей Солянкой, Китайгородской стеной, а также стеной Белого города, кирпичи которой, кстати, и были использованы при строительстве здания. Первый камень в основание будущего Воспитательного дома был заложен 21 апреля 1764 года — в день рождения Екатерины II. По проекту архитектора Карла Бланка вдоль Москвы-реки возводили три корпуса с внутренними дворами, один для мальчиков, другой для девочек и третий — общий центральный. Это было самое большое здание в Москве, длина фасада по набережной — 379 метров. Однако полностью замысел Бланка воплотить не удалось — ряд строений так и не достроили, а восточный корпус появился значительно позже, уже в ХХ веке, и по проекту архитектора Иосифа Ловейко.

Воспитательный дом был рассчитан не только на детей, но и на их матерей, попавших в трудную жизненную ситуацию. С самого начала в приюте делался акцент не только на воспитание, но и на медицинскую помощь, — там работали доктора и повивальные бабки, а в 1771 году Прокофий Демидов учредил «Родильный институт», на организацию которого передал двести тысяч рублей. Некоторые историки говорят даже, что в Императорском Воспитательном доме зародилась российская педиатрия.

Императорский Воспитательный дом  фото

Опекунский совет: азарт и деньги «в рост» — на благо детей

Масштабный благотворительный проект существовал на частные пожертвования, без прямого государственного финансирования. Первое пожертвование сделала сама Екатерина II — царица передала на строительство 100 тысяч рублей. Бецкой внёс более 162 тысяч, направляли деньги также промышленник Прокофий Демидов, графы Бестужев-Рюмин, Миних и Разумовский и многие другие. Однако таких пожертвований, какими бы щедрыми они ни были, подчас не хватало, поэтому у Воспитательного дома появилось ещё несколько источников финансирования.

«Ломбард» Опекунского совета фигурирует и в гоголевских «Мёртвых душах». Так рассказывает о своих планах Чичиков: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока ещё не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!..» 

Денежными вопросами Воспитательного дома занимался Опекунский совет, учреждённый в 1767 году. Он получил сразу несколько разрешений на финансовые операции, которые позволяли стабильно пополнять бюджет. В пользу дома шла часть доходов от театров, общественных балов и азартных игр. Отдельной статьёй дохода стали… игральные карты. Воспитательному дому императорским указом пожаловано было монопольное право клеймить и продавать карты на территории всей Российской империи. К тому же Опекунский совет получал налоги за ввозимые зарубежные игральные карты. Опекунский совет не платил пошлин, а также получил право хранить деньги, вести страховую деятельность, организовать «вдовью кассу» и давать ссуды под проценты. Именно туда Пушкин заложил своё нижегородское родовое имение Болдино.

Отдельное здание Опекунского совета (Солянка, 14) появилось в 1826 году близ Воспитательного дома: его спроектировал архитектор Д. И. Жилярди.

Концепция воспитания Бецкого

Идея Бецкого заключалась в том, чтобы «вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только заобычайной уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут».

«Тайный принос» младенцев рос постоянно. Государство пыталось раздавать подкидышей по деревням, а в 1891 году подброшенных детей и вовсе перестали принимать в воспитательные дома Москвы и Петербурга. 

Первоначально жизнь подопечных была организована следующим образом: они получали элементарное общее образование, учились грамоте, а затем с 14–15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремёслам в мастерские и на фабрики. Сироты могли научиться ковать, плотничать, строить кареты, шить одежду, печь хлеб, делать часы, даже лечить людей. Выпускники имели право стать купцами и открыть свои предприятия, чтобы заработать на жизнь.

Реформы Марии Фёдоровны

Когда на престол взошёл Павел I, за управление Воспитательным домом взялась его супруга Мария Фёдоровна. Она внесла значительные изменения в образовательный процесс: было расширено количество дисциплин, которые изучали воспитанники, введена специализация. Так, в 1807 году там появились латинские классы, начали изучать медицину, в отдельном классе готовили будущих учительниц, открылось повивальное отделение. Затем началось обучение архитектуре и каменному делу. Позднее императрица организовала за рамками Воспитательного дома мастерские для различных ремёсел со спальнями и столовыми, чтобы разгрузить перенаселённое здание приюта.

Императорский Воспитательный дом  фото

Главное здание комплекса Воспитательного дома — внушительное строение в классическом стиле с бельведером и шпилем. Его точный адрес: Китайгородский проезд, дом 9, строение 1.

После смерти Марии Фёдоровны ситуация кардинально изменилась — организованные ею классы были распущены, а всё устройство Воспитательного дома пересмотрено Николаем I. В 1830 году большую часть помещений приюта в Москве занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот.

«Ангелы смерти»

Перенаселение Воспитательного дома оставалось большой проблемой на протяжении всего его существования — этому способствовал «тайный принос». Катастрофически не хватало кормилиц. Все попытки ограничить количество приносимых младенцев так и не увенчались успехом, даже во второй половине XIX века: напротив, развитие сети железных дорог, отмена крепостного права и рост Москвы привели к тому, что количество сдаваемых в приют детей возросло в несколько раз, а из-за большой скученности росли заболеваемость и смертность. Неслучайно в народе подопечных Воспитательного дома называли «ангелами смерти».

***

После революции 1917 года Воспитательный дом закрыли, вместо него был организован Дворец труда. Здесь находился Дом охраны младенца и Институт акушерства, сюда въехали различные профсоюзные учреждения, а также редакция газеты «Гудок», в которой работали Михаил Булгаков, а также Илья Ильф и Евгений Петров. Затем в 1938 году здание отдали Артиллерийской академии РККА имени Ф. Э. Дзержинского, ныне это Военная академия ракетных войск стратегического назначения, которая лишь в 2013 году переехала в Балашиху.

Читайте также

Фильтр