Беспокойная обитель

Беспокойная обитель, фото

Новоспасский монастырь

Сегодяшний адрес Новоспасского монастыря — Крестьянская площадь, Таганский район. Это одна из самых старых обителей Москвы. Однако стены монастыря намного моложе его самого. Монахи неоднократно переезжали, и каждый раз отстраивали всё заново. Однажды монастырь сменил даже название и из Спасо-Преображенского стал Новоспасским, или, как говорили в XV веке, «Спасом на Новом».

По дороге в Орду

В 1282 году младший сын Александра Невского князь Даниил распорядился построить близ будущей Серпуховской заставы деревянную церковь, посвящённую его покровителю Даниилу Столпнику. Как гласит предание, церковь на дороге в Орду была нужна для уединённой молитвы. От этого небольшого храма отсчитывают свою историю сразу два монастыря — Новоспасский и Данилов. Как же так получилось?

Вокруг деревянной церкви выросла обитель. Сын Даниила Московского Иван Калита перенёс её под стены Кремля, видимо, из соображений обычного удобства — поближе к княжеским палатам. «Иоанн I основался в Москве, которую мог полюбить ещё в юности, посещая обитель отца. Там создал он каменные храмы и обнёс их дубовой стеною; туда подвигнул и престол Первосвятителя. Скоро он перенёс и эту обитель из заречья к своим Кремлёвским Великокняжеским сеням, близ которых ещё зеленел густой бор. Он назвал её Спасопреображенскою, а народ — Спасом на бору» — так пишет в своей книге «Утро в Новоспасском» Николай Иванчин-Писарев.

Но перенесли, конечно же, не здания — перевели на новое место монахов. Даниловская же обитель постепенно приходила в запустение, и через некоторое время от неё остался лишь тот самый храм, который возвёл Даниил Александрович. А вот при Иване Грозном Данилов монастырь отстроили. Так и получилось, что от небольшой деревянной церкви взяли своё начало два старейших монастыря Москвы.

Спас у стен Кремля

Так что, если быть точными, историю свою Новоспасский монастырь ведёт не с XIII, а с XIV века — с 1330 года, когда в Кремле возвели белокаменную церковь Спаса Преображения.

Историки говорят, что Спасо-Преображенская обитель, разросшаяся внутри Кремля, стала любимым местом Ивана Калиты и его потомков. Князь и его семья были её ктиторами (то есть финансировали строительство), архимандриты монастыря становились духовниками великих князей, здесь князья принимали монашеский постриг перед кончиной. 

Однако монастырю предстоял ещё один переезд. При Иване III он попал, как мы сказали бы сегодня, «под реновацию». В 1488 году в Москве случился крупный пожар, после которого Кремль перестроили. Великокняжеский дворец расширили, и он «поглотил» монастырь. Решено было его перенести, но не слишком далеко. Новое место нашлось на Васильевском, или Васильцовом стане, что на берегу Москвы-реки. Расположенная теперь на Крутицком холме, обитель возвышалась над Москвой, служа и её украшением, и оборонительным рубежом. Так как монастырь оказался на новом месте, его и стали называть «Спас на Новом», или Новоспасский.

Конечно, сегодня мы видим совсем не тот Новоспасский монастырь, каким он был в конце XV века (о точной дате его окончательного переезда учёные всё ещё спорят, вероятнее всего, это был 1490 год). Совершим же короткое путешествие хотя бы по старейшим его строениям.

Стены монастыря

Монастырям нередко приходилось играть роль крепостей — мощные монастырские стены и башни могли укрыть монахов и защитников города. Каменная стена выросла вокруг Новоспасского монастыря в 40-е годы XVII века, до этого она была деревянная. Специально для строительных работ царь Михаил Фёдорович велел вызвать в Москву каменщиков, которые образовали у стен монастыря Каменную слободу. Память об этих событиях осталась в названии улиц Большие и Малые Каменщики.

Укреплённые стены время от времени становились и тюрьмой. А в 1771 году внутри обители стихийно образовался карантин: во время эпидемии чумы сюда устремились москвичи, уповавшие на святость места.

Беспокойная обитель  фото

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор — основной храм монастыря. После переезда обители на новом месте в 1491 году началось строительство каменной церкви, которая стала усыпальницей бояр рода Романовых, а также представителей других знатных родов. В середине XVII века собор был перестроен на старом фундаменте: Михаил Фёдорович Романов, а затем и его сын Алексей Михайлович распорядились обновить сильно обветшавшую постройку.


Памятью о Спасо-Преображенском монастыре в Кремле долгое время служила церковь Спаса на Бору, единственная, оставшаяся от прежней обители. Когда монастырь перенесли из Кремля, небольшая церковь получила статус дворцовой. Несколько раз перестроенная, она была снесена в 1933 году.

Новой церкви суждено было стать особенно величественной — ведь это усыпальница царского рода. И сегодня все обращают внимание на уникальную роспись собора и огромный иконостас. Захоронения производились в обширном подклете, где в 1901–1902 годах построили отдельный храм, посвящённый Роману Сладкопевцу. Алтари верхнего и нижнего храма построили друг над другом, фактически в два яруса.

Колокольня Новоспасского монастыря

Примерно двести лет после своего «переезда» Новоспасская обитель процветала, но после Петра I она постепенно стала терять статус любимого монастыря царствующей фамилии. Уже при Анне Иоанновне сюда присылали на иждивение инвалидов, что легло на обитель серьёзным бременем. Правда, Елизавета Петровна монастырь любила и часто сюда приезжала.

Как бы то ни было, когда в 1759 году в монастыре началось строительство колокольни, его финансовое состояние оставляло желать лучшего. В итоге после возведения первого и второго ярусов деньги закончились. Только пожертвования Екатерины II и московских купцов помогли достроить колокольню спустя более двадцати лет, а на пожертвования купеческой вдовы Натальи Бабкиной во втором ярусе колокольни был устроен храм Сергия Радонежского. К сожалению, до «проектной мощности» колокольню достроить не смогли — архитектор Иван Жеребцов задумал пятиярусное сооружение, а средств хватило только на четыре. Но всё равно колокольня Новоспасского монастыря уступает по высоте (80,4 м) только колокольне Ивана Великого в Кремле.

Монастырская легенда

Ни один монастырь не обходится без легенд. Сложена она и о Спасо-Преображенской обители, а вернее, о церкви, которая положила начало строительству монастыря. Когда-то на месте будущего Кремля стояла хижина, в которой отшельником жил киевский витязь Букол. Во сне к нему пришло откровение: на месте, где он живёт, будет воздвигнут большой город. Отшельник пришёл в село Косино, где стояла церковь, и пересказал свой чудесный сон священнику. Букол и священник вместе встали и стали молиться, и тогда им прямо в церкви явилась сама Царица Небесная. После этого храм медленно ушёл под землю, и на его месте возникло Косинское озеро. А там, где была хижины Букола, впоследствии построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь, её в XIV веке сменил каменный собор, а потом вокруг неё вырос монастырь.

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца не отличается ни размерами, ни особенной красотой. В 1652 году она была возведена на средства князя Якова Черкасского, полководца Алексея Михайловича (по другим данным, церковь соорудил чуть позже сын князя Михаил Яковлевич). Храм построен при больничной палате монастыря.

В Новоспасском монастыре много действительно интересных и уникальных святынь. Обратим ваше внимание на две. На стене Спасо-Преображенского собора находится фреска «Дерево государей российских». Начинается генеалогия с князя Владимира и княгини Ольги, заканчивается на Иване Грозном и его сыновьях. Здесь же, в основании столбов соборной паперти, есть изображения древнегреческих философов, символизирующие превосходство христианской веры над языческой мудростью, которая не могла подняться выше самых низких ступеней православного храма.

Именно эта небольшая церковь в советские годы закрылась последней — службы здесь продолжались до 1926 года, и благодаря этому храму жила и монастырская община. На полулегальном положении тут существовало «Братство во имя Преображения Господня». Но потом и его закрыли, а храм переделали под склад.

Беспокойная обитель  фото

Церковь Знамения

Церковь Знамения (или Знаменский храм) выделяется на фоне более древних построек монастыря. Она возведена в конце XVIII века, прежде на этом месте стояла деревянная церковь, бывшая усыпальницей Романовых. Сейчас под алтарём Знаменской церкви находятся родовые захоронения Шереметевых. Сильно пострадал храм во время Отечественной войны 1812 года: французы устроили в нём конюшню. В советские годы на территории церкви расположился вытрезвитель.

Беспокойная обитель  фото

Церковь Покрова

Покровская церковь построена быстро, всего за два года, в конце 70-х годов XVII века. Здесь находилась трапезная для братии (может быть, этим и объясняются сжатые сроки строительства), но постепенно это предназначение церковь утратила и стала обычным храмом. Во времена наполеоновского нашествия здесь устроили казарму и склад.

Царская усыпальница

Мы уже несколько раз упомянули, что Новоспасский монастырь стал усыпальницей Романовых и других именитых семей. Основатели Новоспасского монастыря — Даниил Александрович и его сын Иван Калита — особенно благосклонно относились к этой обители. Так, Даниил Московский, по одной из версий, похоронен в Даниловом монастыре (начавшемся с той же церкви, что и Новоспасский). Иван Калита похоронен в Архангельском соборе Кремля, но в Спасо-Преображенской обители, как пишет её историк Иван Дмитриев, он принял предсмертный постриг.

По данным того же Дмитриева, в самом конце XV века, когда Новоспасский монастырь уже обосновался на своём нынешнем месте, в нём похоронили одного из предков Романовых — Василия Юрьевича Захарьина. В царствование Лжедмитрия сюда же были перевезены тела бояр Романовых, скончавшихся вне Москвы. А после того как здесь похоронили Ирину Михайловну, любимую тётку царя Фёдора Алексеевича, монастырь и вовсе стал пользоваться особой милостью монарха. Он приезжал сюда почти каждую неделю, чтобы поклониться могилам предков, делал щедрые пожертвования, и монастырь стали причислять к дворцовым.

Из наиболее посещаемых местных захоронений можно выделить могилу монахини Досифеи. Считается, что под этим именем здесь нашла покой Августа Тараканова, дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Здесь же, на территории Новоспасского монастыря, стоит памятник «Династия», посвящённый дому Романовых. 

Уже в конце XVII столетия по описи здесь насчитывалось 70 гробниц. Но во время нашествия Наполеона усыпальница была варварски (и здесь это слово вполне уместно) разграблена: искали сокровища. Из всех захоронений сохранилось только 28, и три остались неразграбленными в Знаменском соборе. Восстановление гробниц активно начали при Александре II.

***

Судьба монастыря в советские годы незавидна: в 1918 году практически все храмы, кроме церкви Николая Чудотворца, были закрыты, в монастыре открылись женская тюрьма, лагерь, проводились расстрелы.

Потом обитель передали в ведение хозяйственного управления НКВД, здесь устроили склады и хранилища. Спасло Новоспасский монастырь от окончательного разорения то, что в 1968 году здесь организовали «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», и тогда же началась масштабная и комплексная реставрация. В 1990-е годы монастырь был возвращён церкви. Так началась новая страница в истории беспокойной обители.

Читайте также