«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23–24).
В марте 1625 года правитель Ирана шах Аббас I направил в Москву посольство с богатыми дарами для «великих государей» — царя Михаила и его отца патриарха Филарета. Среди прочего от послов они приняли золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключённой в нём частью Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.
Посланцев по протоколу и из соображений безопасности встречали за городской чертой, на южной окраине Москвы, за Калужскими воротами Земляного города, неподалёку от Донского монастыря. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, а на месте её передачи в 1690 году была возведена деревянная «церковь Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе».
Десять лет спустя здесь началось строительство нового каменного храма, которое происходило в несколько этапов. В 1701 году был возведён придел во имя святой великомученицы Екатерины, освящённый четыре года спустя. Основной объём был закончен лишь в 1716 году. Почти через полвека после завершения строительства в церкви был устроен северный придел в честь апостола Иакова Алфеева. Тогда ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм.
В конце 1880-х годов по проекту архитектора Александра Каминского к трапезной был пристроен новый объём придела Иакова Алфеева, здание церкви обрело симметрию, тогда же к Екатерининскому приделу пристроена ризница. Освящение состоялось 10 сентября 1889 года.
Храм Ризоположения на Донской выполнен в стиле московского барокко. Четверик основного объёма завершён мощным и одновременно изящным пятиглавием, крест над центральной главой увенчан позолоченной короной.
Кирпичные фасады украшены белокаменными порталами, наличниками окон, пышно оформленным карнизом. Под самой кровлей четверика в больших кокошниках помещены белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен, он словно подчёркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающаяся невысоким шатром с окошками-«слухами».
Интерьер храма отличается богатством убранства XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной и живописью. Особого внимания заслуживает удивительным образом сохранившийся до настоящего времени высокий шестиярусный иконостас, покрытый великолепной барочной резьбой, увенчанный скульптурным изображением Распятия с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.
В советские годы церковь оставалась действующей. Угроза закрытия возникла при Хрущёве, однако был найден компромисс: храм объединили в один приход с собором Донского монастыря, он открывался только по праздникам.
Среди наиболее чтимых храмовых святынь — аналойная икона «Положение Ризы Господней в Москве», в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный патриархом Алексием I в 1951 году.
А о месте передачи святыни, с которой началась вся эта история, сегодня напоминает белокаменный обелиск, установленный на церковном дворе у ограды.