Главный архитектор

Главный архитектор, фото

Дмитрий Чечулин, архитектор Москвы

В районе Ивановское есть улица Чечулина, которая до 1982 года называлась Средним Купавенским проездом. Именем Дмитрия Чечулина (1901–1981), народного архитектора СССР, главного архитектора столицы в конце 40-х, инициатора проекта высотного строительства в Москве, можно было бы назвать почти любую улицу в городе — такой глубокий след оставил Дмитрий Николаевич в облике столицы.

Зодчий в буденовке

Дмитрия Чечулина можно было бы назвать «сталинским соколом» от архитектуры. Его биография и карьера настолько плотно вписывались в идеологию и эпоху, что даже удивительно. Почти «ровесник века», он происходил из очень «правильной» семьи и путь к искусству начал тоже канонически. Отец, Николай Чечулин, работал слесарем на Путиловском и Охтинском пороховых заводах, в 1896-м был направлен на Шосткинский завод, в тогдашнюю Черниговскую губернию. Там, в городе Шостке, и появился на свет будущий архитектор. Отец был человеком творческим, мать слыла прекрасной швеей, в доме любили и музыку, и рисование, и театр.

Все дети Николая и Анны Чечулиных впоследствии выбрали искусство: брат Дмитрия Василий стал художником, сестра Валентина— мастерицей по росписи тканей. 

Отец умер в 1917-м, и Дмитрию пришлось пойти работать на завод, одновременно продолжая учиться в заводском техникуме на химическом отделении. Первой «советской» работой семнадцатилетнего Дмитрия стал обелиск с изображением вождей революции— замена бюсту царя в городском сквере. В 1921 году Дмитрий Чечулин ушел добровольцем в Красную армию, где служил в отдельном караульном батальоне и рисовал плакаты и лозунги. В 1923-м командование отправляет Дмитрия Чечулина на учебу во ВХУТЕМАС.

От дворца до бассейна

В 1930 году Дмитрий Николаевич защитил диплом на тему «Здания для ведомства по вопросам культуры». Здания для такого ведомства он потом действительно возведет, но будет и множество других, разнообразие и изобилие работ Чечулина в Москве просто поражает. Можно сказать, что современная Москва в значительной степени — дело его рук. А тогда, в начале карьеры, образцовый молодой специалист сначала работает в «Проектгражданстрое», а затем переходит в Государственный институт проектирования городов, причем в отдел больничного строительства. Больницы и отдельные их корпуса по проектам Чечулина строятся в Брянске, Воронеже, Архангельске, Самаре и Дзержинске. В Москве Дмитрий Николаевич проектирует поликлинику имени Дзержинского.

«В длинной шинели нашивками, в буденовке приехал в Москву. <…> В первые дни я никак не мог наглядеться на город великого зодчества, ходил без устали, не жалея своих красноармейских сапог…»

Д. Н. Чечулин, «Жизнь и зодчество»

Существенным скачком к успеху Чечулина стало его участие в конкурсе на строительство Дворца Советов, который планировали возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя. Конкурс, объявленный в 1931 году, привлек многих, однако самые маститые и выдающиеся на тот момент мастера, за исключением Ивана Жолтовского и Бориса Иофана, участия почему-то не принимали. В 1932 году по итогам конкурса было вручено 16 премий, причем первую (но были и высшие) получили как раз Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков. Для дворца выбрали совсем другой проект, однако архитектора заметили. На месте погибшего храма был заложен только фундамент, но и тут повезло нашему герою. В 1958–1960 годах на месте, где и сейчас расположен вновь построенный храм Христа Спасителя, построили бассейн «Москва». Один из крупнейших в мире открытых бассейнов с диаметром водной поверхности в 130 метров был возведен по проекту все того же Дмитрия Чечулина. По легенде, место, пустовавшее после взрыва храма с уже заложенным фундаментом дворца, постоянно заполнялось водой и напоминало болото. 

Главный архитектор  фото

Эскиз проекта Дворца Советов Чечулина — Жукова

Генплан

Когда партия поставила архитекторам задачу разработать генеральный план реконструкции Москвы, в городе было создано 10 проектных и 10 планировочных мастерских, проектировавших большие городские комплексы. Одной из мастерских руководил Алексей Щусев, который и пригласил на работу Дмитрия Чечулина. Спустя два года Чечулин стал бригадиром этой мастерской.

Первый в СССР открытый бассейн с подогревом был устроен чуть раньше, чем бассейн на месте храма Христа Спасителя, в Турчаниновом переулке, 3/1 и назывался как раз «Москва». Новый бассейн забрал имя у старшего брата, а тот стал называться «Чайка».

Спустя еще немного времени, в 1937-м, с публикацией письма в газете «Правда» началась кампания против академика Щусева. «В мастерской, строящей гостиницу “Москва”, Щусеву был доверен огромный коллектив молодых специалистов. Но он, видимо, не сумел оценить того высокого доверия, которое оказало ему государство, и поступил далеко не по-советски. Ущемление авторских прав молодых специалистов недостойно настоящего мастера», — так написал молодой специалист и возглавил мастерскую. По счастью, Алексей Викторович был только исключен из Союза архитекторов, а не арестован и не сослан, и вскоре смог вернуться к работе, в том числе над уже строящейся гостиницей «Москва».

Главный архитектор  фото

Театр Омона, 1902 год 

Зал Чайковского

Еще один проект, начатый Щусевым, на заключительном этапе достался Дмитрию Чечулину — но тут эпоха отразилась во всю мощь. Пока Всеволод Мейерхольд был главным режиссером революции, Государственному театру имени Вс. Мейерхольда (да, тогда было принято называть объекты именами живых людей) выделили здание бывшего театра «Буфф-миниатюр» на Триумфальной площади. 

Мейерхольд планировал его реконструировать и превратить в самое современное театральное помещение. Здание по проекту Михаила Бархина, Сергея Вахтангова и Алексея Щусева к 1938 году построили лишь наполовину. Отделка и фасад еще не были готовы, когда театр закрыли. Здание передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал, и в 1940 году уже Дмитрий Чечулин закончил его внутреннюю отделку. На площади появляется знаменитое здание Концертного зала имени П. И. Чайковского. Какая-то часть первоначального архитектурного замысла сохранилась, в том числе зрительный зал в форме эллипса. Кстати, архитектором памятника  Маяковскому на той же площади тоже был Чечулин. Уже в 1939 году Дмитрий Чечулин становится начальником управления проектирования Моссовета, а мастерская № 2 входит в состав Моспроекта, которым Чечулин будет руководить всю жизнь.

Главный архитектор  фото

Проект станции «Охотный Ряд» 

Метро

В тридцатые, когда в Москве начинает строиться первая линия московского метро, у архитекторов появляются совершенно новые задачи— почти каждый может проявить себя в строительстве станций и вестибюлей, не похожих на «голый функционализм» европейских линий метро. Работу Чечулина в этой области и сейчас можно оценить на станциях «Комсомольская» (радиальная), «Киевская» (Филевская линия), «Динамо» и «Охотный Ряд» (восточный вестибюль).

Вестибюли «Динамо», например, представляют собой прямоугольные строения с колоннадами в античном стиле, тогда как первоначальный проект других авторов представлял собою стеклянный цилиндр с диагональными порталами. Почти космический (а это 1938 год!) проект сочли слишком авангардным и работу поручили более опытному Чечулину, который как раз недавно побывал в Италии и Греции и коринфские колонны наблюдал в их естественной среде.

О станции метро «Киевская» Филевской линии на портале «Московская реставрация» пишут как о «парадоксальном и гармоничном соединении украинских и римских мотивов». Станция была открыта в 1937-м, но восточный вестибюль работы Чечулина был разобран в 1972-м при строительстве эскалаторного тоннеля с кольцевой линии. В тот же период, что и станции метро, спроектирован и павильон № 59 «Зерно» для ВДНХ. Первоначально сам павильон назывался «Московская, Тульская и Рязанская области», а выставка тогда, в 1939-м, Всесоюзная сельскохозяйственная— ВСВ. Этот павильон, думается, важная часть наследия Чечулина, тут уже просматривается идея высоток, правда, в 1954-м году павильон был несколько перестроен.

Главный архитектор  фото

Здание Моссовета, 2020 год; Высотка — Котельническая набережная, 115, 2020 год

Высотки

Чечулин работал много, большинство его работ сохранилось до наших дней. Часто это совместные проекты, переделки, достройки и реконструкции, но все равно Чечулин оставил глубокий след на лице города. В сороковые он участвует в экспериментах по поточно-скоростному строительству жилых домов на Ленинском проспекте, принимает участие в проектировании будущего Кутузовского проспекта. Во время войны руководит штабом маскировки города и ротой инженерной разведки. Уже в 1943-м совместно со скульптором Николаем Томским Чечулин создает путепровод на Ленинградском шоссе со скульптурами солдат, известный и сейчас (хотя и реконструированный) Мост Победы. В 1944-м надстраивает вместе с Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем здание Моссовета. У бывшего дома московского генерал-губернатора не было почти половины нынешней высоты. В 1945 году Чечулин назначен главным архитектором столицы.

«Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектом дома на Котельнической набережной <…> я вместе с архитектором А. К. Ростковским подготовил проект здания, центральная часть которого имела двадцать пять этажей <…> Вскоре после этого московские градостроители получили правительственное задание создать четкий силуэт столицы. За короткое время были ориентировочно намечены точки, в которых должны появиться высотные здания» — так пишет Чечулин в своих мемуарах, опровергая устойчивый миф, что только товарищ Сталин мог придумать такое градостроительное решение.

В 1947 году Москва планирует отметить юбилей — 800 лет со дня основания. В январе выходит постановление Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Чечулин руководит работами по проектированию высоток, сам строит жилой дом на Котельнической набережной и проектирует высотку в Зарядье, которая так и не была закончена. На фундаменте этой высотки позднее будет сооружена гостиница «Россия» по проекту опять-таки Дмитрия Чечулина.

Главный архитектор  фото

Николай Васильевич Томский (1900–1984); Ашот Ашотович Мндоянц (1910–1966); Михаил Васильевич Посохин (1910–1989)

Архитектору несказанно везло: даже на руинах своих или чужих проектов ему удавалось построить что-то если не вечное, то долговечное. Его бассейн «Москва» хоть и снесен, но еще помнится и встречается на пленке, гостиница «Россия» хоть и разобрана, но осталась в кино и Книге рекордов Гиннесса. Вся жизнь и карьера Дмитрия Николаевича представляет собой череду рекордов, совпадений и невероятных удач. Среди последних его крупных работ — Дом Советов РСФСР, знаменитый московский Белый дом. Сам архитектор, депутат, академик, Герой Соцтруда и лауреат Сталинских премий доживал свою успешную жизнь в доме на Котельнической набережной, а в 1981 году был похоронен, как полагается выдающемуся зодчему эпохи, на Новодевичьем кладбище.

Читайте также

Фильтр