Дачный рай здесь был ещё до революции. Лишь у большевистских идеологов имелись к нему претензии. «Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы» сообщал в 1926-м: «Поповское засилье резко чувствуется во Внуково. Спортивной площадки нет. Не видно театральных плакатов». Но дачникам тут нравилось.
«Я живу по соседству с громом»
Именно во Внукове видным работникам кинематографа выделили просторные участки. Произошло это после того, как старый большевик и руководитель кинопромышленности Борис Шумяцкий сказал И. В. Сталину: «Кинематографисты жалуются, что им негде отдыхать. Завидуют театральным работникам, у которых дачи со времён Чехова остались. Чем им проситься в Карловы Вары, пусть лучше у Москвы-реки сидят».
Сталин отреагировал на предложение положительно. И на земле, некогда принадлежавшей помещикам Абрикосовым, разместились «уделы» Леонида Утёсова, Исаака Дунаевского, Игоря Ильинского, Григория Александрова, Любови Орловой, Василия Лебедева-Кумача и прочих знаменитостей.
Именитые дачники чувствовали себя прекрасно, пока поблизости не открылся аэропорт. Разумеется, им и всем жителям окрестных мест подобное соседство было, мягко говоря, некстати. Непрерывный рев мощнейших авиационных двигателей способен омрачить существование даже самому спокойному человеку. Правда, поэт Лев Озеров посвятил аэропорту короткое стихотворение, написанное именно с позиций внуковского обывателя, при этом восхищённое. Оно так и называлось — «Внуково»:
Я живу по соседству с громом,
По соседству с аэродромом,
В проходном дворе я живу.
Взлёт и — с веток сыпется иней,
Взлёт и — нити авиалиний
В сети впутали синеву.
Я живу на станции этой —
По соседству со всей планетой.
Образцовый дом для образцовой пары
Самой роскошной считалась здесь дача двух великих советских кинематографистов, звёздной пары номер один — режиссёра Григория Александрова и актрисы Любови Орловой. Поговаривали, что даже у самых высокопоставленных государственных деятелей нет таких чудесных дач. Александров и Орлова получили целый гектар подмосковной земли в числе первых — в 1937 году. Соседями оказались поэты, певцы, композиторы: В. Лебедев-Кумач, Л. Утёсов, И. Дунаевский.
Это счастье было им подарено не просто так, а за конкретный фильм — «Весёлые ребята». Поначалу эту картину приняли настороженно, обвиняли авторов в подражании кинематографу капиталистов, а значит, в пропаганде капиталистического образа жизни. Но Сталину картина неожиданно понравилась. «Так смеялся, будто два месяца в отпуске побывал», — сказал он. После чего обличители внезапно стихли, а Александров с Орловой принялись вскоре обустраиваться во Внукове.
Над музыкальной частью фильма «Весёлые ребята» трудились те самые соседи — Дунаевский, Утёсов и Лебедев-Кумач.
Они справедливо рассудили: раз удача так широко улыбается, нужно ещё крепче держать её за хвост. Поэтому дачу строили по аналогии с особняком их друга Чарли Чаплина — то есть, по советским меркам, с шиком. Любопытным объясняли: здесь будут в гостях европейские и американские знаменитости, они должны видеть, что в СССР звёзды кинематографа живут не хуже, чем у них.
Одна из родственниц описывала этот дом: «Деревянный штакетник весело пестрил, не разрушая зелёную массу пейзажа. Только ворота с калиткой были сплошными, из широких досок, с козырьком из красной черепицы. Такая же черепица накрывала и дом, спрятавшийся в глубине участка. От ворот вела широкая песчаная дорога, сворачивала налево к крыльцу. Деревянные ступеньки обрамлены массивными и низкими оштукатуренными стенками. И вот она — дверь. На фоне белого фасада — тёмно-коричневая, тяжёлая, дубовая. Ручка висит чугунная, кованая, в форме сердца. Над ней — маленькое окошечко. В него удобно посмотреть изнутри на пришедшего. И оно тоже в виде сердца. Знаки любви встречают вас уже на пороге.
Коридор, налево — кухня и туалет, направо — две небольшие смежные комнаты. Коридор приводит в огромную, метров 60, гостиную. Слева — массивный и длинный морёного дуба стол с двумя во всю его длину дубовыми же тёмно-коричневыми скамьями. В торцах стола тяжёлые и прочные квадратные табуреты. И стол, и скамьи, и табуреты опираются на дубовые сердца — усечённым углом вниз».
А чтобы дачные стены не впитывали в себя запахи кухни, готовили для супругов на их московской квартире. После чего шофёр привозил блюда во Внуково, где экономка (она же троюродная сестра Александрова) всё разогревала и подавала на стол. Впрочем, дачи соседей тоже не отличались чрезмерным аскетизмом. Кто-то из завистников даже вывел на заборе особняка Утёсова чуть изменённые слова одной известной песни из его репертуара: «Нам песня — строить, им — жить помогает».
В гостях у Александрова и Орловой побывали многие: Софи Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре, Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни. Да и советский бомонд не обходил эту дачу стороной: Марк Бернес, Геннадий Бортников, Татьяна Доронина, Ирина Мирошниченко, поэт Джеймс Паттерсон, сыгравший негритёнка ещё в одном культовом фильме Александрова с Орловой — «Цирк» (по сценарию Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева).
Разочаровавшихся в даче не было. Красный рояль, камин, ванна, утопленная в пол, антикварный диван Григория Александрова — всё это впечатляло. Да ещё и на стенах картины самого Пикассо. И откуда такая обстановка? Дело в том, что на время строительства дачи мечты Любовь Орлова потребовала увеличить её гонорар за концерт с 750 рублей (максимальная ставка в то время) до совершенно невиданных 3300 рублей. И ей пошли навстречу.

Боковой флигель восстановленной в камне дачи Орловой и Александрова
Актриса-дизайнер
Главная заслуга в создании внуковского уюта принадлежит именно Любови Орловой. В этом отношении она не доверяла никому — сама всё придумывала и сама воплощала. Лиля Брик писала: «Была на даче у Любови Петровны Орловой. У них очень хорошо. Ничего дорогого, но со всякими невинными затеями и привезёнными отовсюду цацками. Хорошо придумана в столовой горка для фарфора и хрусталя — между оконными рамами: посуда на полках видна и из столовой, и из сада. Чудная крытая терраса на уровне газона, камин, весь увешанный какими-то медалями, жетонами и амулетами и т. д.»
В 1990-2000-е дачу нередко арендовали для съёмок — например, фильма «Казус Кукоцкого» или клипа Алсу «Зимний сон».
Студенческий приятель внука звёздной пары и нынешний владелец легендарной дачи Александр Добровинский вспоминал о том периоде, когда Орлова уже умерла, а Александров всё ещё работал. Режиссёр был в командировке, и наследник с приятелями поехали туда на уикенд: «На даче девчонки с интересом разглядывали галерею фотографий: Орлова и Хрущёв, Александров и Софи Лорен, Александров и Орлова на вилле у Чарли Чаплина в Швейцарии, Марлен Дитрих и Орлова. После того как осмотр галереи был закончен, Оля как-то по-хозяйски спросила, где спальня… Через пять минут со второго этажа до нас с Гришей долетели восторженно-удивлённые вопли гостей. Мы побежали по лестнице наверх. В ванной комнате стояли, потрясённые увиденным, две обнажённые балетные красотки и с восторгом смотрели на чудо. Чудом “работала” утопленная в пол ванна. Для нормального советского человека начала семидесятых это был практически Париж или хотя бы Нью-Йорк. Кордебалет попросил разрешения принять ванну, для чистоты эксперимента. Потом позвали в ванну меня. Затем пришёл Гриша со своим “Бифитером” и тоником. Воды в ванной уже не было, она давно вышла из берегов».
Сейчас дом используется как жилой. А рядом планируют построить музей Любови Орловой.