Человек-танец

Человек-танец, фото

Махмуд Эсамбаев, выдающийся танцор

В мусульманской части Даниловского кладбища, которое находится в Донском районе, сложно не заметить могилу выдающегося танцовщика Махмуда Эсамбаева. Гордая осанка, изящный взмах руки— фигура на гранитном постаменте в знаменитой папахе как будто вот-вот пустится в пляс. Пожалуй, иначе изобразить этого человека скульптор не мог, ведь большую часть своей жизни Эсамбаев провёл в танце.

У же в семилетнем возрасте Махмуд Эсамбаев стал знаменит. Правда, тогда слава его не выходила за пределы горных аулов, разбросанных в окрестностях Грозного. Мальчишка был желанным гостем на праздниках, куда его звали, чтобы полюбоваться на его танец. Сам уроженец села Старые Атаги и вовсе утверждал, что без него не обходилась ни одна свадьба в республике. Отец занятия младшего сына не одобрял, говорил, что чеченцы — танцующий народ, но танцы не профессия. Однако упрямство мальчика оказалось сильнее. Не окончив школу, в 15 лет он поступил в Грозненское хореографическое училище.

Спустя два года началась Великая Отечественная война. Махмуд попал во фронтовую концертную бригаду. Выступал на передовой и в тылу, пока не оказался ранен. Когда осколок снаряда попал в ногу танцовщика, его профессиональная карьера оказалась под угрозой. Но куску металла было не под силу сломать этого человека. Выписавшись из госпиталя в Пятигорске, Эсамбаев подался в местный театр музыкальной комедии, где сразу получил несколько ролей. Молодому артисту, чей талант уже тогда ни у кого не вызывал сомнений, предложили остаться в городе насовсем, и он готов был согласиться,но его планам помешало чрезвычайное обстоятельство.

В 1944 году советская власть приняла решение депортировать жителей Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. Среди более чем полумиллиона человек, изгоняемых с родной земли, оказалась и семья Эсамбаева. Самому танцовщику переезд не грозил — ему предложили изменить национальность в документах (предварительно он должен был «потерять» паспорт). Но разве мог он бросить своих родных? В Киргизии Махмуд оказался вместе с отцом — мать умерла в дороге, не вынеся лишений и голода. Несколько лет проработав в поселковом Доме культуры, артист перебрался в республиканскую столицу — город Фрунзе, где более десяти лет отдал сцене Киргизского театра оперы и балета. Имя Эсамбаева стало всё громче звучать в республике и за её пределами, но мировую известность пока не получило. Впрочем, ждать своего часа артисту оставалось недолго.

В 1957 году в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. На мероприятие готовились приехать почти 35 тысяч человек из 130 стран. Эсамбаев понимал, что должен там оказаться, но семья танцовщика (который к тому моменту женился и стал отцом) жила бедно, и он не мог позволить себе такое путешествие. Тогда жена Нина продала ковёр и швейную машинку, вручила мужу все деньги и отправила его покорять столицу. Его выступление на фестивале произвело фурор. К тому моменту Эсамбаев уже оставил академическую сцену, чтобы блистать на эстрадной, и на конкурсе бесподобно исполнил индийский танец «Золотого бога», испанский танец с кастаньетами «Булериас» и таджикский «Воинственный танец с ножами». Вскоре после триумфа артист с советской труппой звёзд балета отправился в мировое турне. В какой бы стране он ни побывал, везде старался научиться местным танцам, пополнить копилку своего репертуара новыми движениями. В итоге Эсамбаев создал свой неповторимый монотеатр танцевальных миниатюр.

Ближе к концу профессиональной карьеры артист занялся общественной деятельностью, был депутатом и помогал родной республике. Эсамбаев очень тяжело переживал начавшуюся войну в Чечне — там сгорел отчий дом, была уничтожена вся коллекция костюмов и архив, но главное — гибли люди. Возможно, трагические события в регионе отняли годы жизни великого танцовщика. Он умер в 75 лет, меньше чем через полгода после начала Второй чеченской кампании.

Читайте также

Фильтр