Уникальные черты модернизма 1970-х годов в щукинском метро придают индивидуальность типовым станциям.
«Октябрьское поле»
Признанным мастером, умеющим придавать индивидуальный облик типовым станциям с отсутствием «архитектурных излишеств», была автор девятнадцати станций московской подземки Нина Александровна Алешина (1924-2012) — заслуженный архитектор Российской Федерации, кавалер ордена «Знак Почета».
Училась она в МАрхИ у Бориса Мезенцева, трудовую деятельность начинала в команде у Алексея Душкина: Алешина выполнила проектные чертежи облицовки путевых стен и пилонов «Новослободской-кольцевой», одной из самых роскошных станций московского метро.
Полвека спустя Алешина должна была в режиме тотальной экономии добиваться того, чтобы аскетичная «Марксистская» не была похожа на «Чкаловскую», «Менделеевская» на «Чертановскую», а «Варшавская» не напоминала «Октябрьское Поле». Пассажир не должен ощущать тяжести и давления, а еще пространство, ограниченное подземными сводами, неплохо бы наполнить светом.
В своих проектах метроархитектор мастерски использовала материал. Нина Алешина предпочитала металл. Отличная коррозионная стойкость, легкость, оригинальная текстура поверхности, долговечность и металлический блеск — вот они, преимущества материала, сохраняющего все свойства алюминия. «Октябрьское Поле» стало первой столичной подземной станцией, где профильный анодированный алюминий был избран для облицовки овальных каннелированных колонн.
Внимательный читатель наверняка помнит, что прежде несущие элементы укрывались исключительно слоями натурального камня, гранита или мрамора.
Типовая «станция-сороконожка» из сборных конструкций подчеркивала, что важна одна лишь функция, но ей вопреки блеск алюминия рвал стереотипы и на фоне темно-серого мрамора «газган» и розового мрамора «буровщина» смотрелся изысканно. Тот, в свою очередь, вступал в диалог с белым мрамором «коелга», которым облицевали путевые стены.
Латвийские художники из комбината цветного стекла «Максла» Хайм Рысин и Джемс Бодниекс некогда осуществляли замысел Павла Корина, автора эскизов знаменитых витражей для «Новослободской». Теперь они же были привлечены Алешиной к художественному украшению «Октябрьского Поля». Знамя, пятиконечная звезда, серп и молот — все необходимые революционные атрибуты, соответствующие гордому названию станции, изображены на панно из все того же анодированного алюминия.
«Щукинская»
Пролетело еще три года. Московское метро периода застоя по-прежнему отличалось устойчивым каноном: «колонный тип плюс мелкое заложение». Творческий коллектив во главе с Ниной Алешиной был все так же ограничен в средствах для придания станции индивидуальности. И опять на помощь пришел металл. Нина Алешина вновь устраивает дебют и впервые в метро применяет облицовку крупноразмерными, анодированными под темную бронзу панелями из авиаля — особого сплава, обладающего высокой пластичностью и коррозийной стойкостью. Авиаль традиционно используется при изготовлении лопастей винтов вертолетов.
Архитектор московского метро Нина Алешина
В каменные грани восьмидесяти несущих колонн, отделанных волнистым мрамором «газган» серого и желтого оттенков, вмонтированы вставки из авиаля. Гофрированными листами анодированного алюминия отделали путевые стены. Они появились взамен набившей оскомину плитки. В блестящий фон органично вписались металлические чеканки с изображениями голубей и аэропланов, кружащих над московскими новостройками, парусниками на водной глади Москвы-реки. На горизонте маячит шпиль высотки. Пол станции выложен четким рисунком из розово-серого и черного гранита.