В чертогах снежной королевы

В чертогах снежной королевы, фото

Станция метро «Медведково»

Станцию «Медведково» открыли в 1978 г. в некогда популярных охотничьих угодьях боярина Василия Фёдоровича Пожарского. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский ставит в этих местах боярский двор, две мельницы и каменную шатровую церковь. Дотянувшуюся сюда станцию посвятили освоению Севера.

Район на северо-востоке Москвы административно разделен на Южное Медведково и Северное Медведково. Территории последнего досталось метро. Автор проекта, архитектор Нина Алёшина (в соавторстве с Н. К. Самойловой и В. С. Воловичем), явно искала вдохновения в чертогах Снежной королевы, превратив колонны в подобие ледяных глыб.

Станция «Медведково» — колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (10 м). Устойчивость мраморных трапеций с шагом в 6,5 м поддерживает рифлёная нержавеющая сталь, впервые применённая легендарным зодчим Алексеем Душкиным в метро «Маяковская».

Рисунок путевых стен вносит визуальное разнообразие в интерьер типовой «сороконожки» спального района: в раму из красного мрамора вставлено декоративное панно из анодированного алюминия, единственно возможного в те аскетичные времена материала для украшения «подземных дворцов». Вздыбленный рельеф с холодным металлическим блеском, напоминающий москвичу о ледяных торосах, прерван чеканками работы скульптора Михаила Алексеева. Поезд идёт, а перед глазами проплывают восемь сценок, выполненных в духе северной резьбы по кости: оленевод и полярное сияние, охотник на гусей, белый медведь на льдине, перелёт полярных гусей, аэроплан, чайки, журавли, нарты, запряженные северными оленями, глухари, глыбы и айсберги. Пол выложен чёрным и серым гранитом. Низ путевых стен также подчёркнут линией серого гранита.

В чертогах снежной королевы  фото

Нина Александровна Алёшина не отрицала своей склонности к постоянному авторскому надзору и тесному контакту со строителями и отделочниками: «В метрострое знали, если что-то сделают по-своему, я всё это разобью и уничтожу — никаких промежуточных вариантов!» На стройке бывала если не ежедневно, то через день обязательно. Заслуженный архитектор Российской Федерации, кавалер ордена «Знак Почёта», медали «За трудовую доблесть», лауреат премии Совета министров СССР, автор девятнадцати станций московской подземки, москвичка Алёшина училась в МАРХИ у Бориса Мезенцева, а трудовую деятельность ей довелось начинать в команде у того самого Алексея Душкина. Она успела составить чертежи облицовки путевых стен и пилонов «Новослободской», одной из самых роскошных станций московского метро, чтобы потом, после выхода Постановления №1871 ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», почти полвека придавать индивидуальный облик пресловутому отсутствию излишеств. В режиме тотальной экономии архитектор умудрялась добиться того, чтобы одна станция не была похожа на другую.

«Мне нравится работать с архитектором Ниной Александровной Алёшиной. Сколько у неё вдохновения! — рассказывал мраморщик Константин Павлович Слонов. — Мне кажется, что даже равнодушного человека она заставит волноваться, переживать, радоваться, восхищаться. Каждый день, пока идёт отделка, она на станции. Советуемся с ней, один камень отбрасываем, ищем другой, с нужным оттенком. И ни за что не пойдёт она на уступки в ущерб красоте».

Читайте также

Фильтр