Станции метрополитена в Красносельском районе можно изучать как энциклопедию архитектурных стилей и творчества замечательных зодчих, скульпторов и художников.
«Комсомольская»
Звезду с буквами КИМ обрамляют колосья пшеницы. Аббревиатура «Коммунистический интернационал молодёжи», венчающая колонны перронного зала, едва ли ясна большинству сегодняшних пассажиров. Когда станция строилась, Каланчёвскую площадь у трёх вокзалов переименовали в Комсомольскую, в честь 15-летия Всесоюзной комсомольской организации, секции КИМа. Этим название и объясняется.
Основа конструкции станции в стиле ар-деко — два ряда квадратных колонн в розовато-жёлтом мраморе «чоргунь». Вместо люстр, висевших в центре каждого из кессонов потолка, ныне висят шары молочного стекла, а асфальт на полу заменён гранитом. Труду комсомольцев-метростроевцев посвятил майоликовое панно академик живописи Е. Лансере. Работая над эскизами, художник спускался в шахту. Таких панно планировалось четыре, но сделали всего одно.
По эскизам графика В. Фаворского в технике сграффито был расписан плафон северного вестибюля: по потолку маршировали рабочие, горняки и метростроевцы. Но при строительстве Кольцевой линии павильон разобрали.
«Красные ворота»
На этой станции «высказались» несколько выдающихся зодчих. Иван Фомин, строивший «Красные Ворота» уже на закате своих дней, в архитектуре центрального зала воплотил предельный лаконизм выдвинутой им идеи «пролетарской классики». Для преодоления чувства тяжести устои разделили на три элемента. Своды потолка расчертили шестигранными кессонами, утопив ниши в пилоны.
Консультант метростроевцев Джордж Морган полагал, что при имеющихся гидравлических условиях и достаточной глубине делать станцию трёхсводчатой слишком рискованно, однако убедить в этом советское руководство американскому инженеру не удалось.
Тёмно-красный оттенок облицовки пилонов грузинским мрамором «шроша» срифмовался с названием «Красные Ворота», несущим память об утраченной триумфальной арке, воздвигнутой на этом самом месте архитектором Д. Ухтомским в XVIII веке. Её за красоту прозвали некогда Красной.
Вход в южный вестибюль поручили лидеру рационализма архитектору Н. Ладовскому. Он решил его в виде раковины из четырёх концентрических полуокружностей, дающих иллюзию перспективы.
«Красонсельская»
Творческая биография Бориса Виленского, уроженца Костромы и выпускника ВХУТЕИНа, начиналась с пролетарских клубов и фабрик-кухонь, а завершилась павильонами СССР на торговых ярмарках в Бомбее, Буэнос-Айресе и Кабуле. Однако в портфолио архитектора имеются ещё проекты трёх станций московской подземки, и «Красносельская» возглавляет список.
Виленский мыслил в русле конструктивизма. В расчёте на низкий пассажиропоток узкий перронный зал был разделён рядом десятигранных колонн, облицованных крымским мраморовидным известняком «биюк-янкой». На потолке два ряда круглых ниш с плафонами ритмически перебивались квадратами. Подвешенные к центру цилиндрические светильники образовывали геометрическую фигуру. В 1940-х эту эффектную композицию заменили люстрами-шарами. Внутри единственного вестибюля утрачены оригинальные световые колонны.
Художником станции выступил Яков Ромас — приёмный сын Инессы Арманд и муж её дочери Варвары. Стена у входа на станцию в 1969 году была дополнена мозаикой работы А. Кузнецова, напоминающей книжную обложку. Красноармеец в будёновке барабанной дробью поднимает бойцов в атаку.
«Комсомольская»
Алексей Щусев любил музыку. Когда приступал к строительству Казанского вокзала, говорил: «Хочу создать свою “Хованщину” в архитектуре». В своём последнем творении зодчий обратился к визуализации прозы — речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года. Фраза «Слава победоносному русскому оружию!» стала бравурным аккордом апофеоза роскоши московского барокко, щедро сдобренного классицизмом и ампиром. Парадность и чрезмерность «Комсомольской» Кольцевой линии обнаруживается во всём, начиная с огромного диаметра (11,5 м) и заканчивая длиной зала в 190 м.
Оказавшийся в этих подземных чертогах человек ощущает себя ничтожной песчинкой. Отбивающие чёткий ритм 34 арки венчают белоснежные картуши, слетевшие сюда со стен Новодевичьего монастыря и храма Покрова в Филях. Жёлтые своды расчерчены декоративными нервюрами. В них, точно в рамы, заключены восемь мозаичных плафонов. Для создания эскизов Щусев привлёк П. Корина. Когда-то они вместе по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны работали над храмом Марфо-Мариинской обители. Всех упомянутых в «парадной» речи героев и славных полководцев (А. Невского, Д. Донского, К. Минина, Д. Пожарского, А. Суворова, М. Кутузова), а также их подвиги художник перевёл в сияющую смальту.
Зал освещают многорожковые люстры, колонны и стены отделаны светлым узбекским мрамором «газган», пол выложен малиново-красным гранитом. Впервые в практике метростроя на станции появились четырёхленточные эскалаторные панели. Взамен скромного наземного павильона 1935 г. постройки, уже не соответствующего патриотической повестке дня, Щусев проектирует крупный объём. По масштабу он приближается к зданиям вокзалов, расположенных по соседству. В своде вестибюля скульптор Мотовилов создал лепную композицию на тему «Созидательный труд советского народа». Завершённым свой грандиозный труд Щусев не увидел. Станцию достраивали коллеги уже после смерти архитектора.
«Сухаревская»
Первый съезд колхозниковударников проходил в Москве в 1933 году. Выступая перед делегатами, рядовыми сеяльщиками, конюхами и скотниками, Л. М. Каганович сказал: «Колхоз даёт просторы для работы, большие возможности проявить себя тем толковым, старательным». В память об этом событии название получила Большая Колхозная площадь, а зимой 1972 года открылась станция метро «Колхозная».
Тему сельских будней в композиции подземного пространства выразил Римидалв Погребной (родители нарекли архитектора в честь вождя революции). Ещё в советские времена Московский метрополитен любил использовать мотив перевязанных снопов.
Пилоны в отделке светло-жёлтого мрамора «газган» стилизованы под связки спелой ржи, рядком стоящие в поле под лучами солнца — линией верхнего света. В путевые стены вмонтированы чеканки работы скульпторов-монументалистов С. Калюпанова и Е. Плюсниной-Калюпановой. Они изобразили идиллический пейзаж, вплетённый в орнамент пшеничных колосьев, головок подсолнухов и васильков, спелой кукурузы и одинокой курицы.
В 1990 году Москву накрыло волной переименований. «Колхозная» стала «Сухаревской», а Колхозная площадь превратилась в Большую и Малую Сухаревские площади — в память о некогда стоявшей здесь Сухаревой башне.
«Сретенский бульвар»
«Сретенский бульвар» — станция самого протяжённого в московском метро выхода в город, с длиной от платформы до вестибюля в 182 м и длиной эскалатора в 63 м. За всю историю столичной подземки это третий (после «Маяковской» и «Медведково») случай использования в оформлении нержавеющей стали. И. Лубенников — художник-монументалист, последовательный продолжатель «сурового стиля» — укрыл светлый мрамор плоскими аппликациями из чёрной стали. Метро примеряет новаторские технологии. На пилонах появляются силуэты прохожих, деревья, голуби, вазоны, купола соборов, пейзажи.
«Тургеневская»
В создании станции участвовали легендарные для Московского метрополитена творцы. Прежде всего, архитектор Иван Таранов — рекордсмен по числу подземных проектов.
Его коллегами по созданию «Тургеневской», скромного образца модернизма брежневских времён, стали Хайм Рысин и Джемс Бодниекс. Латвийские художники выполняли знаменитые витражи на «Новослободской» Кольцевой линии. Здесь же мастерам довелось реализовать четыре чеканных латунных панно путевых стен. Изображения блестящих ваз с букетами цветов закрывают собой кабельные шкафы.
«Тургеневская» имеет пересадки на другие станции: в центре зала — на «Чистые пруды», в торце — на «Сретенский бульвар». Улица Кировская давно переименована в Мясницкую, а станция «Кировская» — в «Чистые пруды». Но «Тургеневская» таковой и остаётся. Здесь на площади ещё в 1885 году открылась Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева — одна из первых бесплатных библиотек города. Во время реконструкции центра столицы при прокладке Новокировского проспекта (сейчас — проспект Академика Сахарова) историческое здание библиотеки было снесено.
«Площадь трёх вокзалов»
Архитектор управления Николаевской железной дороги Генрих Войневич в 1896 году построил у станции Москва-Каланчёвская царский павильон. Обошедшийся казне в сто тысяч рублей, он уцелел. Интерьер павильона отличался пышностью, обстановкой с мягкой мебелью, массивными дубовыми скамейками. Неудивительно, что после революции в нём поселился райсовет Железнодорожного района. Ну а уж вслед за тем царский домик отдали под кассы и зал ожидания пассажиров платформы Каланчёвская.
Станция была открыта ещё в 1865 году. В ноябре 2019 года были запущены Московские центральные диаметры, так называемое наземное метро, внеуличный железнодорожный транспорт на базе Московской железной дороги. «Каланчёвская» вошла в состав Второго диаметра, МЦД-2. Этот маршрут связывает Нахабино с Подольском, проходя через центр столицы.