Длина маршрута — 3,3 км или 5 тыс. шагов.
Театр Et Cetera. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с осмотра (1) комплекса зданий театра Et Cetera под руководством Александра Калягина. Первая очередь была построена в 2005 году по проекту «Моспроекта-4». Является одним из ярчайших примеров архитектуры со все еще не до конца принятым в профессиональном сообществе названием «капром» (капиталистический романтизм).
Авторами проекта являются Александр Великанов, Александр Кузьмин, Андрей Боков, Мария Бэлица, хотя первый в дальнейшем отказался от авторства, заявив, что его изначальный замысел не был реализован. Культовый архитектурный критик Григорий Ревзин называл это здание «студенческой работой на тему авангарда 1920-х годов». Вторая очередь театра решена уже в более «закомплексованном» архитектурном решении. Была введена в 2018 году.
Комплекс доходных домов страхового общества «Россия». Фото: К. Спасский
По соседству находится (2) комплекс доходных домов страхового общества «Россия», построенный по проекту Николая Проскурина в 1899-1902 годах. Одно из самых современных зданий начала XX века было построено в эклектичном стиле с элементами позднего итальянского ренессанса. Многие москвичи называют эти здания самыми красивыми в городе. Что уж говорить, даже великий архитектор Ле Корбюзье, предлагавший снести всю историческую Москвы для нового города в стиле функционализма, все равно оставлял эти здания городу — настолько он был ими впечатлен.
Дом архитектора Чагина, 1993 год. Фото: Kazokin / pastvu.com
На улице Большая Лубянка расположен (3) неоготический дом, перестроенный в современный вид в начале XX века. Тогда архитектор Владимир Чагин переделал под свой будущий дом строение второй половины XVIII века.
Солнечные часы. Фото: К. Спасский
На стене бывшего здание приюта при храме святого Людовика с адресом: ул. Малая Лубянка, 12, можно заметить (4) солнечные часы. Надпись на часах на латыни — sicut umbr i declinaverunt. Взята как часть из 101 псалма, в полном виде фраза переводится как «Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох».
Католический храм святого Людовика Французского. Фото: К. Спасский
Сам (5) храм святого Людовика Французского расположен по соседству и является одним из трех действующих католических храмов в Москве. Построен в 1827-1830 годах по проекту архитектора Доменико Жилярди. Интересно, что храм единственным из католических в Москве (и одним из двух в РСФСР) не закрывался в советское время. В годы Великой Отечественной войны при церкви служил американский священник-ассумпционист и капеллан посольства США Леопольд Браун, сообщавший в Ватикан о положении дел церкви в СССР.
Храм интересен еще и своим органом, который был установлен здесь в 1998 году, при этом сам он 1892 года производства. Он успел «поработать» в Бордо, Риме, Тулузе.
Центральная телефонная станция. Фото: Валентин Приданкин / mos.ru
Интересно контрастирует с узостью Милютинского переулка (6) массивное здание Центральной телефонной станции. Было построено в неоготическом стиле в 1908 году в сотрудничестве со шведской компанией Ericsson. Построенный комплекс станции Датско-шведско-русского телефонного общества был на тот момент самым высоким гражданским сооружением города (76 м), став еще и одной из самых технически оснащенных в мире телефонных станций. Журнал «Нива» тогда писал:
«Станция является последним словом техники и строительного искусства. До сих пор стокгольмская станция считалась первой по внутреннему оборудованию, но московская станция превзошла ее во всех отношениях».
Жилой дом работников ОГПУ. Фото: К. Спасский
Жилой дом работников ОГПУ. Фото: mos.ru
В Милютинском же переулке можно обнаружить (7) жилой дом работников ОГПУ, построенный по проекту архитектора Аркадия Лангмана в 1927-1928 годах. Является редким смешением стилей модерна и конструктивизма. Он же «Ягодный особняк», «Дом Ягоды» или «Особняк Ягоды» — по фамилии народного комиссара внутренних дел Советского Союза Генриха Ягоды. Совсем недавно в здании прошли восстановительные работы. Оно стало лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2021» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ».
Бывший костел святых апостолов Петра и Павла. Фото: К. Спасский
Костел святых апостолов Петра и Павла, 1937 год. Фото: D2020 / pastvu.com
Далее пройдем до (8) бывшего костела святых апостолов Петра и Павла. Был построен в 1839-1945 годах по проекту Алессандро Жилярди (двоюродный брат Доменико) на пожертвования московских католиков и благотворительных организаций. Долгое время был единственным русским католическим приходом в Москве. Костел был закрыт в 1920-е годы, а позже перестроен под кинотеатр. Осенью 1941-го здание было почти полностью разрушено в результате попадания немецкой авиабомбы. После войны восстановлено в виде, далеком от исторического облика.
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Фото: К. Спасский
(9) Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова располагается в здании, спроектированном архитектором Василием Баженовым в конце XVIII века по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Здание строилось так долго, что сюда заселился уже сын Юшкова. В 1844 году Юшков-младший продал дом Московскому училищу живописи и ваяния за 35 тыс. рублей серебром. В советское время здесь располагался Московский механический институт и другие организации. В 1986 году здание было передано Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики.
Чайный дом Перлова. Фото: К. Спасский
Расположенный по соседству (10) дом основателя чайного дома «Сергей Васильевич Перлов и К°», он же «Чайный дом» изначально был возведен по проекту Романа Клейна в 1893 году. В 1895-1896 годах он был перестроен в псевдокитайском стиле Карлом Гиппиусом. «Китайскость» у дома появилась после появления информации о приезде чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана на коронацию Николая II. Чайный магнат Сергей Перлов, владевший зданием, захотел привлечь высокого гостя в надежде заключить контракты на поставку чая.
Интересно, что Ли Хунчжан оставил этот жест без внимания, остановившись в доме другого чаеторговца. По иронии судьбы тоже Перлова, но из более старой ветви торгового дома.
Доходный дом И.Е. Кузнецова. Фото: mmsk.ru
На Мясницкой улице возвышается (11) неоклассический дом 1908-1910 годов постройки (архитекторы Милюков и Великовский, при участии братьев Весниных). Называемый Домом со львом, он долгое время был объектом для подражания из-за своего фасада.
Усадьба Салтыковых-Чертковых. Фото: К. Спасский
Роскошная (12) усадьба Салтыковых-Чертковых в стиле рококо обрела современный вид аж в 1787 году после перестройки по проекту Семена Карина. Здание не пострадало в пожаре 1812 года. Как и у всех зданий, переживших те события, обязательно найдется городская легенда, связанная с Наполеоном. Она гласит, что он провел здесь две ночи и очень полюбил это здание.
Выкупивший его позднее губернский предводитель дворянства и отставной полковник Александр Чертков стал проводить здесь собрания Московского общества истории и древностей Российских при Московском университете, сделав усадьбу одним из культурных центров Москвы, где бывали Пушкин, Гоголь, Жуковский и многие другие.
Пережив множество событий, с 1930-х годов усадьба принадлежит Всесоюзному обществу «Знание». Здесь была открыта редакция журнала «Наука и жизнь». В 2022 году в здании бывшим худруком МХАТа Эдуардом Бояковым был открыт «Новый театр». Театр декларирует приверженность традиционным ценностям, основанным на русской культуре и православных идеях.
Мясницкая улица, дом 3. Фото: К. Спасский
В начале Мясницкой можно обнаружить (13) втиснутый маленький особнячок, построенный в начале XX века по проекту Петра Виноградова.
Бывший доходный дом московской духовной консистории. Фото: К. Спасский
Интересно и (14) бывшее здание Московской Духовной консистории, построенное в 1899 году по проекту архитектора Василия Сретенского с элементами модного тогда неорусского стиля.
Дом общества «Динамо», 2017 год. Фото: Ludvig14 / wikipedia.org
Далее пройдем до (15) дома общества «Динамо», построенного в 1928-1930 годах по проекту архитекторов Ивана Фомина и Аркадия Лангмана. Является единственной построенной частью задуманного ансамбля, замыкающего перспективу Кузнецкого моста. В Москве того времени здание приняли с критикой. Архитектор Аркадий Аркин сделал даже пародию в виде объявления, раскритиковав в нем дом:
«Дешево! Стандартно! Пригодно в любых пропорциях. Не надо капителей и баз. Не зависит от этажности! Высылается в провинцию по первому требованию. Имеются отзывы солидных инстанций (ОГПУ, НКПС). Незаменимо при переделке старых фасадов. Монументально!».
Лубянская площадь, 1906 год. Фото: Mihalych / pastvu.com
Лубянская площадь, 1991 год. Фото: Twill / pastvu.com
Завершим прогулку у (16) штаб-квартиры Федеральной службы безопасности, включающей в себя два здания. Основная часть объема здания, выходящего на Лубянскую площадь, была построена в 1898 году архитектором Александром Ивановым для все того же Российского страхового общества. В 1928–1933 годах по проекту Аркадия Лангмана и Ивана Безрукова был пристроен корпус в конструктивистском стиле. В 1946 году по проекту Алексея Щусева построен дополнительный объем. И лишь в 1980 году был создан единый фасад в современном виде, который хоть и массивно нависает над Лубянской площадью, но делает это вполне обоснованно из-за функции самого здания.
Кирилл Спасский