Три храма 

Три храма , фото

Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове

Каменные храмы района Строгино — здания с очень разной судьбой. Три из них особенно примечательны. Есть здесь памятник архитектуры мирового значения, чудом переживший 1812 год и советское время, есть церковь, которую некогда превратили в столовую и склад, а после восстановили. Недавно у местных жителей появился и совсем новый храм — в древнерусском стиле, но с современным священством.

Церкви Троице-Лыкова

Бывшее дворцовое село Троице-Лыково сейчас входит в состав района Строгино. Название местности происходит от села Троицкого, которое вместе с Троицкой церковью в начале XVII века перенесли ближе к Москве-реке, и фамилии князя Бориса Лыкова, которому в 1610 году это имение пожаловал Василий Шуйский. Одноглавая деревянная церковь, образец древнерусского зодчества клетского типа, простояла невредимой до 1937 года, когда ее ночью подожгла группа молодых сельских активистов. Сейчас на территории Троице-Лыкова находится две церкви — летняя Троицы Живоначальной и зимняя Успения Богородицы. Они были построены с разницей примерно в полтора столетия.

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.

Храм Троицы Живоначальной

Церковь была возведена по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина за пять лет. Строительство началось в 1698 году, когда государь пожаловал Нарышкину село. По легенде, первый камень заложил его племянник, сам Петр I. Предполагается, что проектировал храм зодчий Яков Бухвостов, который много работал для Нарышкиных. Композиционно он напоминает построенные Бухвостовым Спасскую церковь в Уборах и Входоиерусалимскую надвратную церковь в Новом Иерусалиме; к тому же обнаружился связанный с историей храма документ, в котором среди прочих упоминается некий «каменоделец Яков».

Трехглавый храм является образцом нарышкинского барокко. Он представляет собой ярусно-пирамидальную конструкцию и на всех ярусах украшен неповторяющимися узорчатыми наличниками. В основании — подклет с балюстрадами, «четверик»; на нем уже располагается высокий и широкий «восьмерик» с симметричными полукруглыми алтарной частью и западным притвором, на которых стоят двухъярусные барабаны с главками. Завершает храм узкий ярус с колоколами, таким образом церковь и колокольня оказываются объединены. Такой тип древнерусского храма «иже под колоколы» был популярен в XV–XVI вв. и характерен для нарышкинского барокко.

«Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…»

Запись в синодике церкви села Троице-Лыкова под Москвой

Интерьер храма был роскошен. В западной части располагалось почетное «царское место» с фонарем и короной. Стены художники расписали под мрамор, вызолоченный девятиярусный иконостас украсили резными растительными узорами, которые продолжились в кованых ставнях и дверях. Таким образом узор «перетекал» в экстерьер, в том числе уже в каменные узорчатые стены. Подвижность форм, материала и декора внутреннего и внешнего убранства ярко демонстрирует каноны барочного стиля.

Церковь простояла невредимой более века, до войны 1812 года. Тогда французские войска разграбили всю усадьбу, однако партизаны вернули некоторые ценности в разоренный храм. Александр I пожаловал новое бронзовое паникадило взамен прежнего серебряного, распиленного на куски. Постепенно церковь восстановили.

В советское время храм избежал уничтожения, в начале 1930-х годов его просто закрыли. Возможно, помогло то, что в 1935 году церковь взяла на учет Лига Наций и присвоила ей статус памятника архитектуры мирового значения. С 1941 года предпринимались попытки начать восстановление храма — академик В. Н. Подключников сделал важные для последующей работы обмеры. Глобальная реставрация началась в 1970 году, но прекратилась из-за недостатка финансирования и возобновилась только в 2000-е годы.

Храм Успения Богородицы

В 1834 году хозяином усадьбы стал генерал-майор Н. А. Бутурлин, который построил в Троице-Лыкове каменный храм Успения Богородицы.

Храм построен в классическом русско-византийском стиле архитектором Н. И. Козловским. В отличие от летнего барочного храма, церковь Успения Богородицы вытянута была не вверх, а с севера на юг, и украшена скромнее. Внутри имелись вызолоченные иконостасы, новые иконы, написанные на холстах, и старые, принесенные из старой и тогда еще «живой» деревянной церкви. Главной святыней стал образ Успения Пресвятой Богородицы с позолоченной одеждой и венцом, в серебряном окладе. Храм строился как «зимний», поэтому отапливался внутри двумя изразцовыми печами.

«Покойна родительница моя <…> завещала мне в подмосковном селе Троицком для всегдашнего поминовения ее, и родителей, и родственников ее от Духовного Начальства испросить позволение на сооружение ружной церкви с двумя приделами и о принятии на ругу особенного священника с причетником. Приступая ныне к сей священной обязанности, <…> прошу на сооружение оной Архипастырского Вашего благословения».

Прошение Бутурлина митрополиту Московскому Филарету, 1843 год

В 1876 году усадьба перешла роду купца И. И. Карзинкина, при нем храм из ружного, не имеющего своего прихода, стал приходским. Также была проведена значительная реконструкция, после которой в 1902 году его освятили второй раз. Храм Успения Богородицы перестроил под псевдорусский стиль архитектор С. Ф. Кулагин. Он добавил шатровую колокольню, лестницы внутри, увеличил трапезную и даже выстроил новые приделы — Казанской Божьей Матери и Серафима Саровского. И внутри, и снаружи храм был заново декорирован и выглядел более украшенным, чем раньше. Чуть позже близ церкви появились школа, больница, сиротский приют и богадельня.

В 1930 году власти закрыли храм, и в здании расположился сначала сельский клуб, а позднее — репетиционный зал суворовского музыкального училища. Затем строение заняли столовая и склад Института атомной энергии. В отличие от летнего храма, зимний сильно пострадал — главы, кресты и колокольню снесли, разграбили все и внутри. В 1980-е годы из-за пожара сгорели остатки внутреннего убранства. В 1989 году, после возвращения храма Русской православной церкви, его начали восстанавливать по планам и старым фотографиям. Малое освящение храма состоялось в 1990 году (затем в 2011 году патриарх Кирилл совершил великое освящение), с тех пор он действует. Специально для Успенского храма была написана и доставлена в 1999 году из греческого города Салоники икона Божьей Матери «Иверская».

Три храма   фото

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Новая церковь построена в рамках программы «200 храмов». Патриарх Кирилл полностью освятил ее в 2018 году (до этого были освящены временная церковь — в 2008-м, закладной камень — в 2012-м и купол в 2015 году).

Архитектором храма стал Александр Пронин, взявший за образец традиции древнерусского зодчества. Четырехъярусная церковь в плане шатровая, ее высота составляет более 48 метров. Ярусы состоят из «кокошников», которые ближе к звоннице сужаются. Наверху — барабан с куполом-луковицей. В храме два придела с престолами: верхний — новомучеников и исповедников Церкви Русской, и нижний — Царственных страстотерпцев, посвященный семье Николая II. Есть еще престол без придела — Феодоровской иконы Божьей Матери.

Храм вмещает 650 человек и постоянно вовлекает прихожан в свою жизнь. Здесь можно посещать более 25 кружков и школ. Сестричество при храме вместе с волонтерами помогают пациентам больницы № 52. На территории храма проводит занятия Приходской университет. Для тех, кто не может посетить службу, проводятся прямые эфиры, а подать записки и сорокоусты можно онлайн.  

Читайте также

Фильтр