Театр-ГИТИС

Театр-ГИТИС, фото

Новая сцена учебного театра ГИТИС на улице Академика Пилюгина

Несмотря на явную интеллигентность и солидность Ломоносовского района Москвы, учреждений культуры тут не так много. Тем ценнее, что именно здесь не так давно открылся целый учебно-театральный комплекс. Новая сцена учебного театра ГИТИС на улице Академика Пилюгина начала работу в 2013 году.

«Театр с колоннами»

Комплекс на улице Академика Пилюгина (дом 2) заметен издалека: это современное яркое здание, о театральной сущности которого, если не видеть надписи «ГИТИС» на самом верху, можно догадаться лишь по колоннам у входа. «Театр с колоннами» — очень часто именно так обозначают в народе классические «очаги культуры» в любом городе бывшего Союза. Но учебный театр ГИТИС — это несколько иная история. 

Во-первых, внутри этого театра — далеко не только зрительный зал и гримерки. Зал тут, конечно, есть, причем зал-трансформер, созданный по последнему слову театральной техники, со всей необходимой световой и звуковой аппаратурой. Есть и репетиционные аудитории, по 250–300 квадратных метров каждая, а также спортзал вместимостью в полторы тысячи человек, тоже подходящий для разных мероприятий.

Зачем театральному вузу учебный театр — понятно всем. А вот где и как его создавали, история интересная. Начать придется с самого ГИТИС.

Музыка и драма

22 октября 1878 года в Москве под патронатом Общества любителей музыкального и драматического искусства открылась музыкально-драматическая школа. Основателем учебного заведения стал пианист и дирижер Петр Шостаковский, незадолго до этого приглашенный преподавать в Московской консерватории. В 1886 году школа была переименована в Музыкально–драматическое училище и приравнена по статусу к консерваториям. В особняк в Малом Кисловском переулке, где по сию пору находится главный корпус Российского института театрального искусства, школа переехала в 1902 году.

Почти сразу после революции 1917 года училище стало Музыкально–драматическим институтом, а потом — Государственным институтом музыкальной драмы, и в 1922 году объединилось с Государственными высшими театральными мастерскими под руководством Всеволода Мейерхольда. Тогда и появилось название ГИТИС, а при ГИТИС Мейерхольд создал театр. 

Тот, первый Театр ГИТИС, отделившись от института, превратился в театр имени Мейерхольда со своей, отдельной драматичной историей и специально для него спроектированным зданием (оно позднее превратилось в Концертный зал имени Чайковского на Триумфальной площади). Но и здесь история слияний и размежеваний не закончилась: институт то объединял самых разных мастеров и их мастерские, то распадался, превращался в техникум и обретал новое имя (в 1931 году, например, это был Учебно-театральный комбинат имени Луначарского).

Театр-ГИТИС  фото

«Тучерез» Эрнста Нирнзее

Конечно, в здании в Малом Кисловском переулке (дом 6) тоже игрались и играются спектакли, однако институт все равно нуждался в отдельном помещении для учебного театра, и с 1958 года театр ГИТИС разместился в Большом Гнездниковском переулке (дом 10).

Дом в Гнездниковском известен как дом Нирнзее. Довольно часто московские дома (да и не только московские) сохраняют имена их знаменитых владельцев, но бывает — и знаменитых архитекторов. Эрнст Нирнзее купил этот участок под застройку в 1912 году с самыми грандиозными планами. Он хотел возвести доходный дом, причем не просто дом, а «тучерез», как тогда называли небоскребы, — самый высокий и самый современный в Москве. Квартиры планировались небольшими, очень функциональными, в доме предполагалось устройство столовой (на самом верху), центрального отопления, телефонной станции, электрических лифтов, проездных ворот «под сводом» и жилого полуподвала. Разрешение на строительство девятиэтажного дома высотой в 40 метров Нирнзее получил в том же 1912 году, и уже через год здание было возведено. 

Сам архитектор переехал в свой новый дом, правда, счастья это ему не принесло: немцам в России на фоне мировой войны и патриотического подъема было очень тяжело. К тому же необычность и новизна постройки вызывали всевозможные технические накладки, а заодно и фантастические слухи. Жители дома слышали «голоса», видели таинственные огоньки под крышей, а на самой крыше располагался ресторан, гостей которого якобы так и тянуло прыгнуть вниз.

Подвальная «Летучая мышь»

Дурная слава дома вынудила Нирнзее его продать, а следующий владелец стал сдавать его— главным образом людям театра, артистам МХТ, должно быть, достаточно бесшабашным и легко относившимся к мистике. В подвале странного дома обосновалось кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Балиева. Помещение расписывал художник Сергей Судейкин. Это было, конечно, не просто кабаре, а скорее театр миниатюр, один из самых первых и прославленных камерных театров России того времени. Задумывался он как артистический кружок артистов Московского художественного театра и их ближайших друзей и поклонников.

В дом Нирнзее «Летучая мышь» переехала в 1915 году уже как успешный, открытый и популярный театр. В подвале дома были специально приспособленные помещения с функциональной сценой, зрительным залом и буфетом. С этого момента дух варьете или кабаре окончательно улетучился: зрители не сидели за столами, а дорогое шампанское могли купить только в буфете. «Летучая мышь» уже имела капитал в сто тысяч рублей, и по воспоминаниям историографа МХТ Николая Эфроса, «деньги в кассу лились рекою». 

Первой постановкой в новом помещении стала комическая опера «Граф Нулин», затем ставили «Пиковую даму» в духе символизма, здесь шли оперетты и водевили. С 1917 года все стало меняться: Балиеву приходилось просить публику «не носить погон», а новые власти «Летучую мышь» презирали. После долгих гастролей по Югу России труппа вернулась в Москву, давала концерты в частях Красной армии, железнодорожных депо, выступала перед рабочими и служащими. В 1922 году власти закрыли театр, а часть труппы отправилась в мировое турне без надежды на возвращение.

Наследники московской легенды

Два года после «Летучей мыши» помещение занимало кабаре «Кривой Джимми», основанное легендарным деятелем театра — Николаем Евреиновым, еще четыре года здесь провел Московский театр Сатиры (МТС). Затем до 1931 года тут располагалась Студия Малого театра под руководством Федора Каверина. И, наконец, дольше всего в доме Нирнзее продержался цыганский театр «Ромэн» — с 1931 по 1958 год, пока сюда не определили учебный театр ГИТИС. Более театрального и «намоленного» места в Москве найти было нельзя — самый загадочный дом и, должно быть, самая историческая сцена в Москве.

Сейчас в ГИТИС восемь факультетов, и большей части студентов, будь то актеры или режиссеры, эстрадники или балетмейстеры, музыкальные или драматические артисты, требуется сценическая практика, и конечно — зритель. И чем сильнее и славнее институт, тем больше. Поэтому спектакли самых разных жанров идут и на учебной сцене в основном здании ГИТИС, и на сценах учебного театра — в Большом Гнездниковском переулке, и на улице Академика Пилюгина. Учебный театр — тоже театр, только сезон здесь совпадает с учебным годом, а на сцене играют совсем молодые исполнители. Но репертуар, афиши, билеты, зрители и успех — абсолютно настоящие.

Читайте также

Фильтр