Улица Академика Челомея в Обручевском районе Москвы получила свое название в 1985 году, спустя год после смерти ученого и конструктора. Имя его на тот момент в СССР мало кто знал, и даже награды за разработку новой техники ему присваивали закрытыми указами.
Взлет молодого конструктора
Владимир Челомей — один из создателей ядерного щита СССР, конструктор крылатых ракет и знаменитых «Протонов», дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Однако при жизни его знали в лицо несколько десятков человек. Большая часть его трудов оставалась под грифом «секретно». Единственное телевизионное интервью, отрывки из которого сейчас можно найти в интернете, ему разрешили записать за год до смерти.
В отличие от того же Сергея Королева информация о Челомее в открытом доступе стала появляться лишь спустя пять лет после его кончины. Книга знаменитой серии «ЖЗЛ» о Челомее вышла в 2014 году с предисловиями уже действующего министра обороны Сергея Шойгу и тогдашнего президента РАН Владимира Фортова.
Владимир Челомей родился 17 июня 1914 года на территории современной Польши. Однако в начале Первой мировой войны его семья переехала на Украину и осела в 1926 г. в Киеве. Владимир сначала окончил трудовую школу, затем Киевский автомобильный техникум, а затем и авиационный факультет Киевского политеха, где ранее учился Сергей Королев. Свою первую научную работу, посвященную авиационным двухтактным двигателям, Челомей написал на втором курсе, а когда ему исполнилось 22 года, он выпустил учебник «Векторное исчисление».
В 26 лет Челомей получил Сталинскую стипендию для особо одаренных молодых ученых, которых направляли писать докторские диссертации в Академию наук СССР. Челомей успел написать и защитить диссертацию, однако это произошло уже накануне Великой Отечественной войны, и документы о защите потерялись; в 1951 году ему пришлось дополнить научную работу и защитить ее еще раз.
Еще до начала войны Челомей стал начальником группы реактивных двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова в Москве. В 30 лет он уже руководил коллективом из почти 900 человек в ОКБ-51.
Володя Челомей с мамой, 1916 год // Устройство «Фау-1»
Беспилотные самолеты-снаряды
Перед Челомеем стояла задача — разработать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель для ракет и самолетов. Над этой идеей Челомей работал и раньше, работали над ней и в других странах, но первыми воплощать ее стали немецкие конструкторы — в Германии разработали реактивные самолеты-снаряды «Фау-1», которые использовали для бомбардировки Великобритании. Один такой неразорвавшийся снаряд был доставлен в СССР и передан в ОКБ-51. Прототип современных крылатых ракет, сконструированный под руководством Челомея, получил название 10Х, а разработанный им же двигатель ПуВРД — Д-3. Двигатель похожего типа приводил в движение «Фау-1».
Позднее поговаривали, что коллектив Челомея фактически скопировал немецкую «Фау-1», однако это совсем не так — он и его коллеги внесли в самолет-снаряд ряд оригинальных конструкторских решений. В 1948 году закончились испытания, но армия не приняла снаряд на вооружение — военные признали проект не очень удачным и свернули. Доработать ракету Челомею не дали, ОКБ-51 расформировали, а его помещения отдали коллективу конструктора Артема Микояна. К разработкам же крылатых ракет (именно так стали называть самолеты-снаряды) в СССР вернутся позже. Что же касается Челомея, то он на несколько лет остался без серьезных проектов. Прибежищем для «попавшего в немилость» конструктора стал МВТУ им. Н. Э. Баумана.
Генеральный конструктор космической техники Владимир Челомей беседует с авиаконструктором Генрихом Новожиловым и генеральным авиаконструктором Александром Яковлевым (слева направо), 1978 год
Расправить крылья
В 1954 году разработками самолетов-снарядов Челомея заинтересовались в ВМФ. Вторую мировую войну сменила «война холодная». Задача перед советскими военными тогда стояла следующая — чтобы достичь военного паритета с США, нужно оборудовать ракетами подводные лодки. Но на тот момент крылатые ракеты могли запускаться только с самолетов или с поверхности земли. Запустить ракету с подлодки даже во время всплытия было технической проблемой, решить которую поручили Челомею. Он собрал коллектив конструкторов и инженеров, который первоначально разместился в подмосковном Тушине. В этом проекте Челомей реализовал сразу несколько новых идей: во-первых, до запуска ракеты ее крыло оставалось сложено, оно раскрывалось уже в полете. Подобной технологии на тот момент не существовало нигде в мире. Во-вторых, ракета стартовала из герметичного и небольшого контейнера, это позволяло разместить и использовать ее на субмарине.
Испытания аппарата начались в 1957 году. Стоит отметить, что не все коллеги одобрили идею, предложенную Челомеем, в том числе Андрей Туполев и Сергей Илюшин, однако все испытания ракета, позже получившая название П-5, прошла и встала на вооружение. В 1960-х Челомей разработал крылатую ракету, которую подлодка могла запускать под водой. Спустя год после начала работы конструкторская группа развернулась в ОКБ-52, которое получило помещение Реутовского механического завода. Так началась история ракетно-космического предприятия, ставшего в конце 1950-х годов одной из ведущих организаций оборонной промышленности СССР. Позже предприятие получило наименование ОАО «Военно-промышленная корпорация “НПО машиностроения”».
Модификация подводной лодки проекта 613 с двумя пусковыми установками ракет П-5
Освоение космоса
Приход Владимира Челомея в космическую отрасль был в определенной степени вынужденным или, скажем так, незапланированным. Это стало следствием развития ракет большой дальности. Для четкого обнаружения подвижной цели в море нужна система космической разведки. Предприятие Челомея стало разрабатывать ракету, которая бы выводила на орбиту Земли подобные аппараты. В результате ОКБ разработало целый комплекс унифицированных ракет от легкого до супертяжелого класса: УР-100, 200, 500, 700. Самыми удачными стали два варианта. Первый — УР-100, межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования, которая стала основной ударной силой РВСН на долгие годы.
Эксперты отмечали, что Челомею удалось создать не только эффективную ракету, но и простую в эксплуатации и, что немаловажно, недорогую. Следующая удачная разработка — УР-500, которая стала базовой моделью для ракеты-носителя тяжелого класса «Протон» («Протон-К», «Протон-М»). Именно на «Протонах» в космос вышли пилотируемые станции «Салют», базовый блок и модули комплекса «Мир», различные спутники, а также два базовых блока МКС. Кстати, Челомей еще в середине 1960-х предложил идею орбитальной пилотируемой станции, рассчитанной на пребывание двух-трех космонавтов в течение длительного периода.
Время правления Никиты Хрущева — золотая эпоха конструктора Челомея. Свою роль в этом сыграл и тот факт, что сын Первого секретаря ЦК КПСС Сергей Хрущев работал в ОКБ Челомея, а сам руководитель страны благоволил конструктору. В те годы к предприятию Челомея присоединяют авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева и легендарный авиационный завод им. Михаила Хруничева. После этого даже начали шутить, что скоро Челомею отдадут Большой театр в качестве красного уголка. Ситуация резко меняется после того, как Хрущева отстранили от всех занимаемых должностей. Леонид Брежнев не выказывал никаких предпочтений Челомею, хотя и не являлся его противником. Тем не менее ОКБ-52 пришлось прекратить разработку космического комплекса «Алмаз», все чертежи и другие документы они передали в КБ, которое раньше возглавлял Королев. Сам проект орбитальной станции был переименован в «Салют». В конце 1970-х Челомею стало еще сложнее реализовывать свои идеи, его главным оппонентом в Политбюро стал министр обороны Дмитрий Устинов. В определенный момент НПО машиностроения фактически запрещают все работы, связанные с освоением космоса. Владимир Челомей тяжело переживал все эти неприятности, однако не терял надежды и до последнего дня продолжал экспериментировать. Он умер от сердечного приступа в декабре 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.