Свет и сумрак Центрального Чертанова

Свет и сумрак Центрального Чертанова, фото

Станция метро «Пражская»

Станции метро в Центральном Чертанове открылись с разницей в два года. Обе — на Серпуховско-Тимирязевской, серой ветке, и они резко контрастируют друг с другом и по стилю, и по настроению.

«Пражская»

Дата открытия: 6 ноября 1985 года.
Проектное название: «Красный Маяк». 
Архитекторы: Е. Кыллар, З. Холупа, Е. Бржускова, В. А. Черёмин.

Метро в окрестностях Чертанова — плод дружбы народов и взаимной реализации проектов в Москве и Праге строителями Московского метростроя и Пражского Метростава. Позднее, когда строили станцию «Римская», также в качестве культурного обмена двух стран, ничего подобного уже не произошло: в Вечном городе так и не появилась станция «Московская». Рука автора станции Moskevska в столице Чехии Льва Попова, ныне переименованной в Andel, легко узнаётся по его фирменным светоформам. «Пражскую» же возводили чешские архитекторы и инженеры, что заметно: даже типовая «сороконожка» здесь выпадает из московской стилистики. Цвета приглушены. Все оттенки коричневого, использованные в керамической плитке, где гладкая поверхность чередуется с рифлёной, дают ощущение вибрирующей живописной поверхности. Точно выверен не теряющий благородства золотистый тон облицовки прямоугольных колонн. В театральный полумрак погружает подвесной потолок над путями, а освещение над центральной частью, напротив, едва ли не слепит. С декоративным искусством, к которому приложили руку чешские художники, на «Пражской» также всё в порядке. Торцевая стена одного вестибюля украшена барельефом с панорамой архитектуры старой Праги, другого — панно из полированного стекла на тему защиты мира. У перехода — стела со скульптурной аллегорией реки Влтава, воспетой Бедржихом Сметаной в одноимённой симфонической поэме. И наконец, у входа в метро визитная карточка района Чертаново Центральное, композиция «Интеркосмос» (скульптор Ярослав Гампл, архитектор Ян Гана), посвящённая первому советско-чехословацкому пилотируемому полёту (подробнее о полёте читайте в статье «По имени “Зенит”»). На бетонном постаменте строка на русском и чешском: «Мир тебе, планета голубая!»

Свет и сумрак Центрального Чертанова  фото

«Южная»

Дата открытия: 8 ноября 1983 года. 
Проектное название: «Днепропетровская». 
Проект переименования: «Сумская» (1992 год). 
Архитекторы: В. А. Черёмин, Р. Баженов. 
Художники: Б. П. Неклюдов, В. Кузнецов, В. Бикейкин. 
Односводчатая, мелкого (10 м) заложения.

Своды станции с островной платформой обильно залиты светом. «Южная» освещается лампами дневного света, спрятанными в двадцать шесть ниш — кессонов. В этом подземном пространстве, облицованном светлыми породами мрамора, царят простор и свобода, чтобы и жители окраины смогли получить свою «порцию счастья». Мраморные вставки на стенах имитируют водные потоки. Пол имеет своеобразный рисунок, напоминающий греческий орнамент. Автор Виктор Андреевич Черёмин, тоже успевший посидеть в кресле главного архитектора Мосгипротранса и за свой творческий путь реализовать более двух десятков проектов метро, этот проект посвятил теме «Природа Подмосковья». Сюжет поддержан флорентийскими мозаиками в торцах станции. Творческую группу по созданию панно «Времена года» возглавлял Борис Неклюдов, который посвятил свою творческую жизнь именно технике мозаики, витража и монументальной росписи. Художник создал более двух сотен декоративных композиций: в здании аэропорта Магадана, подмосковном пионерском лагере «Зорька», театре «Сатирикон», Доме культуры совхоза «Московский», зимнем саду Дворца культуры завода «Электроника» в Воронеже, фойе московского кинотеатра «Орбита». В 2018 году у входа в метро «Южная» появились скульптурные произведения Алексея Селиванова, ученика мастера Александра Рукавишникова — фигуры девушки-студентки, изображение голубя и глобуса с книгами. Вскоре возле бронзовых статуй образовалось место для отдыха, появились фонари и скамейки.

 

Читайте также

Фильтр