СУ-100: Охотник на «Тигров»

СУ-100: Охотник на «Тигров», фото

Лев Горлицкий, разработчик самоходки СУ-100

В парке на заливе в Строгино стоит самоходка СУ-100. Это оружие создавалось советскими конструкторами как средство борьбы против новых немецких танков с мощной броней, на которые Гитлер тщетно возлагал большие надежды. Самоходки Красной армии оказались сильнее немецкого «чудо-оружия».

Против «Тигра» и «Пантеры»

Первым советским истребителем танков стала самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-85. Ее задачами были поддержка действий танков и пехоты, а также подавление огневых точек противника. Эта самоходка хорошо показала себя в борьбе с немецкой бронетехникой на дистанциях до тысячи метров. Однако ситуация поменялась с появлением новых средних и тяжелых немецких танков «Пантера» и «Тигр», а также самоходок «Фердинанд».

«Пантеры» и «Фердинанды» появились во время битвы на Курской дуге, а «Тигры» начали массово использоваться вермахтом при взятии Харькова зимой 1943 года. Выяснилось, что для уверенной борьбы с таким противником СУ-85 не хватало огневой мощи, было недостаточно и толщины брони, а значит, требовалась самоходка, способная пробивать лобовую 100-миллиметровую броню «кошек» с больших дистанций, чем те, на которых немецкие танки предпочитали действовать.

От чертежа до поля боя

Работа над прототипами новой СУ началась на заводе «Уралмаш» в августе 1943 года. Выяснилось, что установить на самоходку 122-мм пушку или 152-мм гаубицу не получится, так как это вызовет перегрузку ходовой части, снижение подвижности машины, увеличение ее массы, а также приведет к уменьшению боекомплекта и снижению скорострельности. Лучшим решением было признано применение 100–107-мм орудия. Подходящую под эту задачу пушку М-60 к тому моменту уже перестали выпускать, поэтому разработали новую — на основе 100-мм морского зенитного орудия Б-34. Самоходка была построена на основе легендарного советского танка Т-34–85. Собственно «новой» САУ была на 1,5 %, остальное взято от Т-34, а также от самоходных установок СУ-122 и СУ-85.

В СУ-100 были устранены некоторые конструкторские недоработки, свойственные предшественнице (СУ-85): плохой обзор и отсутствие хорошей вентиляции внутреннего пространства от пороховых газов. Вместо башни у самоходки появилась командирская рубка, лобовая броня была увеличена до 75 мм, боковая — до 45 мм, что неплохо защищало экипаж в условиях дальнего контакта с противником. Однако была у брони и «ахиллесова пята» — механику-водителю оставили эвакуационный люк, что ослабило бронезащиту. Командирская рубка с перископом значительно улучшила обзор; боевое отделение осталось таким же тесным, но жизнь самоходчикам облегчили вентиляторы на крыше, теперь можно было не задыхаться от пороховой гари. Тем не менее назвать условия внутри СУ-100 комфортными, конечно, было нельзя: экипаж (4 человека) был фактически зажат в стальных тисках, зимой температура падала практически до температуры окружающей среды, а летом на солнце становилось нестерпимо жарко. 31 тонна стали и брони могла разгоняться до 50 км в час по шоссе и до 20 км в час по пересеченной местности благодаря дизельному двигателю мощностью 520 лошадиных сил. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

О советских самоходках в 1968 году снят фильм «На войне как на войне» по повести Виктора Курочкина. В этой ленте рассказывается история экипажа СУ-85 (но в фильме она была заменена на СУ-100) во время Днепровско-Карпатской операции по освобождению Правобережной Украины.

Имелись у нового СУ и недостатки. Некоторые были унаследованы от базового Т-34 — в частности, устаревшая конструкция подвески. Длинный ствол мешал преодолевать глубокие рвы и канавы, а также совершать маневры в населенных пунктах. Однако по признанию экспертов, все недостатки СУ-100 перекрывались ее достоинствами. Самоходка была исключительно мощным и эффективным противотанковым средством. За создание СУ-100 группа разработчиков во главе со Львом Горлицким получила Сталинскую премию.

СУ-100: Охотник на «Тигров»  фото

В бою

СУ-100 была принята на вооружение в июле 1944 года, но первые образцы поступили в действующую армию только в конце года. Объяснялось это тем, что довольно долго не удавалось наладить производство новых бронебойных снарядов для самоходки. «Боевое крещение» СУ-100 прошла в 1945 году в Венгрии: сначала в Будапештской операции, а затем в районе озера Балатон — это была последняя крупная оборонительная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. Во время этих боев СУ-100 получили хорошие отзывы от командования армии. Их задействовали и в роли танков, оснастив ручным пулеметом для самообороны от немецкой пехоты. Установки могли поражать лобовую броню тяжелых «Тигров» на расстоянии в 1,5 км, а броню средних немецких танков — с расстояния более 2 км. 

За время Великой Отечественной войны «Уралмаш» выпустил более полутора тысяч СУ-100, а всего заводы СССР произвели более трех тысяч самоходок такого типа.

Некоторые трудности представляли танки «Тигр II», а также самоходные установки «Фердинанд». СУ-100 были задействованы и в завершающий период войны, в том числе непосредственно при взятии Берлина. Однако применение самоходок там было ограничено. В августе 1945 года во время Советско-японской войны СУ-100 применяли в Маньчжурии.

После Второй Мировой войны

На вооружении Советской армии СУ-100 стояли до конца 1970-х годов. За это время они неоднократно модернизировались. СУ-100 участвовали в подавлении Венгерского восстания в 1956 году и в ходе операции «Дунай» в 1968 году. Советские войска использовали их и в Афганистане. Кроме того, СУ-100 поставляли в другие страны— в Польшу и Чехословакию, в которой их даже начали выпускать по лицензии для продажи в Египет и Сирию. Затем самоходки появились и в других странах-участницах Организации Варшавского договора. Позднее, во время гражданской войны в Югославии СУ-100 оказались у обеих сторон конфликта.

Активно применялись самоходки на Ближнем Востоке. СССР продавал СУ-100 Египту, который использовал их в ходе Суэцкого кризиса в 1956 году, затем во время Шестидневной войны 1967 года и «войны Судного дня» в 1973 году. Сирия их активно применяла при наступлении на Голанских высотах. Есть сведения, что самоходки стояли и на вооружении армии Ирака перед тем, как США ввели туда свои войска. СУ-100 поставляли также во Вьетнам, КНДР, Китай, Алжир, Марокко и на Кубу.

Увидеть воочию

Некоторое количество СУ-100 установлено в качестве памятников, как и в Строгине. Их можно увидеть не только в Москве, но и в других городах России, а также за границей. Они есть в музеях США и Великобритании, во Франции и Германии.

«Прокатиться» на самоходке и даже пострелять из нее можно и сейчас, но в виртуальном мире. В частности, СУ-100 представлена в компьютерных играх «Карибский кризис», «Блицкриг» (I и II), World of tanks и «Вторая мировая».

СУ-100, собранную в День Победы — 9 мая 1945 года, установили на постамент как памятник трудовому подвигу работников «Уралмашзавода» в Великой Отечественной войне. САУ этого типа на ходу осталось немного, одна такая установка есть на военно-технической базе «Мосфильма». Легендарные самоходки участвовали в парадах Дня Победы 1985 и 1990 годов.

Читайте также

Привет испанскому коллеге

12 сентября 2023

Три храма 

8 сентября 2023

Район у воды

8 сентября 2023

Фильтр