Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта, фото

Фото: А. Каменских

Сегодня мы изучим северо-западную часть района Сокол, отделённую от юго-восточной улицей Алабяна, названной в честь известного советского архитектора, многие годы возглавлявшего Союз архитекторов СССР и тесно связанного с историей этих мест.

Район сегодняшней прогулки сильно связан с небом и авиацией. Здесь располагается Московский авиационный институт (МАИ), конструкторское бюро концерна «Алмаз-Антей», посёлок «Сокол», а в районе улицы Панфилова в период Великой Отечественной войны находился один из ключевых аэродромов для аэростатов заграждения, используемых для защиты от авианалётов.

Длина маршрута — 8,3 км, 12 000 шагов.

Выходим на станции МЦК «Стрешнево» и, минуя железнодорожные и трамвайные пути, доходим до путепровода на Ленинградском шоссе, известном также как (1) «Мост Победы». В современном виде он был построен в 1960-х гг. вместо существовавшего здесь со времён ВОВ двухпутного моста.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

«Мост Победы», конец 1940-х гг. Фото: Classic78 / pastvu.com

В дни, когда фронт проходил совсем недалеко от Москвы, именно здесь был остановлен разведывательный отряд из 30 немецких мотоциклистов. Это одно из самых близких к центру Москвы появлений солдат вермахта в период ВОВ.

Мост является одним из первых московских памятников победы в ВОВ. Имеет скульптурную композицию «Триумф Победы» на высоких постаментах: в северной части это статуи воинов (мужчины и женщины), в южной — две скульптурно-декоративные композиции «Слава русскому оружию».

Далее обойдём (2) студгородок и учебные корпуса Московского авиационного института (МАИ) — одного из ведущих высших учебных заведений в сфере авиации и космонавтики, созданного в период индустриализации 1930-х гг. в СССР. Институт состоит из огромного количества корпусов разного периода постройки. Попасть на его территорию трудно, но сегодня мы ещё изучим один из самых интересных в архитектурном плане корпусов МАИ.

Далее утыкаемся в развязку Ленинградского и Волоколамского шоссе, которую «разрезает» (3) здание института «Гидропроект». В советское время этот институт реализовал более 400 крупных проектов, таких как канал им. Москвы, Братская ГЭС или Асуанская плотина в Египте. Он же разрабатывал так и не реализованный план поворота сибирских рек.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Здание института «Гидропроект» и «Яйцо Сокола». Фото: А. Каменских

В 1950-х гг. мастерской архитектора Каро Алабяна был разработан проект, выполненный в стиле «сталинских высоток», который завершал бы ансамбль окружающей застройки.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Проект здания «Гидропроекта», 1951 год. Макет: Каро Алабян

Но начало строительства долго переносилось и в итоге текущее здание было построено спустя почти 20 лет по суперсовременному для тех лет проекту, став одной из первых современных модернистских высоток в Москве.

Последние 10 лет здание скорее воспринимается как огромный рекламный экран в виде телефона всем известной корейской марки. Само светодиодное табло является одним из крупнейших в Европе, оно хорошо просматривается с Ленинградского шоссе, даже на почтительном расстоянии.

Далее на маршруте — роскошное (4) здание концерна «Алмаз-Антей», построенное в 1953 году в стиле сталинской неоклассики. Расположенное в этом и соседних зданиях головное конструкторское бюро концерна долгое время было одним из самых засекреченных мест в столице.

Здание конструкторского бюро концерна «Алмаз-Антей». Фото: А. Каменских

«Алмаз-Антей» объединяет предприятия, разрабатывающие и выпускающие средства ПВО и ПРО. Сейчас концерн входит в топы крупнейших военно-промышленных компаний мира, поставляя произведённые системы в большое количество зарубежных стран.

Проезжая по «волоколамке» или «ленинградке», у многих москвичей и гостей столицы возникает вопрос: что же это за синий стеклянный объект на развязке двух магистралей? Отвечаем — это центральный диспетчерский пункт управления движением, называемый (5) «Яйцом Сокола».

Изначально здание планировалось для разворотного круга трамваев, однако впоследствии получило хоть и всё так же транспортную, но иную функцию.

Получившаяся у архитектора Николая Шумакова форма «яйца» также повторяется в его проекте «Живописного моста» через Москву-реку.

Интересен и (6) комплекс зданий Российского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова. Это одно из старейших в России высших учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера. Своими корнями восходит к «Рисовальной школе в отношении к искусствам и ремеслам», созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым в начале XIX века.

МГХПА им. С.Г. Строганова. Фото: А. Каменских

За зданием 1954 года известного архитектора Ивана Жолтовского, про которого мы уже неоднократно рассказывали в рамках проекта «Москварека», находится не менее интересный в архитектурном плане позднесоветский корпус.

У 1-ого Волоколамского путепровода находится (7) единственная в Москве (и одна из немногих в России) двухуровневая трамвайная развязка.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Двухуровневая трамвайная развязка, 2011 год. Фото: DmKon / wikimapia.org

Рядом с развязкой реконструируется здание одного из (8) корпусов МАИ, являющееся важным памятников конструктивизма начала 1930-х гг. Здание состоит из полукруглого корпуса и отходящих от него шести лучей: четырёх в одну и двух в другую сторону. В связи с проведением работ, здание пока невозможно рассмотреть как единое целое. Если западный фасад ещё доступен для взглядов прохожих, то южный — лишь частями и через дырки в строительном заборе.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Корпус МАИ на реконструкции. Фото: А. Каменских

Далее на пути — (9) ансамбль железнодорожной станции «Серебряный Бор» «Московской окружной железной дороги» — прародителя МЦК. Именно на этой станции состоялось торжественное открытие движения по МОЖД в 1908 году.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Станция «Серебряный Бор», 1907 год. Фото: Huck / pastvu.com

Малозаметный, но имеющий интересную историю (10) сквер «Арбатец» расположенный между улицей Алабяна и Малым Песчаным переулком. Это бывшая территория воинского инвалидного кладбища «Арбатец» при Сергиево-Елизаветинском убежище для ветеранов Русско-японской войны, основанном в 1907 году княгиней Елизаветой Фёдоровной. Здесь были захоронены участники Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Сквер «Арбатец». Фото: А. Каменских

Само кладбище просуществовало до середины 1960-x гг., а рядом сохранилось лишь одноэтажное кирпичное здание кладбищенской часовни 1911 года и старинные надгробия, найденные здесь и восстановленные всего 10 лет назад местными краеведами. На лицевой стороне одного из них можно найти трогательную дореволюционную надпись: «Незабвенной матери от любящей дочери».

В этом же сквере не пропустите (11) памятник архитектору Каро Алабяну, открытый совсем недавно. В руках скульптуры чертежи с планом одного из самых известных сооружений архитектора — Центрального академического театра Российской армии.

Стрешнево — Панфиловская: район высокого полёта  фото

Памятник Каро Алабяну. Фото: mos.ru

Завершая сегодняшнюю прогулку, покружите улицами (12) «Посёлка Сокол».

Посёлок «Сокол». Фото: А. Каменских

В августе 1921 года Владимир Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, позволяющем объединяться и строить жильё самостоятельно. Особо это было актуально для сотрудников наркоматов, учёных, художников, архитекторов, интеллигенции. Созданное благодаря этому закону кооперативное товарищество «Сокол» решило реализовать популярную тогда на Западе идею «городов-садов» вокруг стремительно растущих мегаполисов.

Идея состояла в формировании дачной среды обитания в непосредственной близости от крупного города. Это создало в посёлке условия для больших объёмов зелёных площадей и относительно малой плотности застройки, также было запрещено строить высокие заборы.

Участки застраивались в нескольких единых стилях: в виде рубленных изб, изб с башнями, английских коттеджей, немецких особняков. Многие дома были в последствии неоднократно перестроены. Из сохранившихся, особо интересен Дом художника Герасимова, построенный в 1937 году и находящийся по адресу улица Левитана, 6a.

Посёлок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений, но и новых материалов, передовых инженерных технологий.

Улицы посёлка названы в честь известных русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, поэтому «Сокол» и получил своё неофициальное название «Посёлок художников».

Изначально товарищество хотело построить посёлок в Сокольниках, но позже общим решением было выбрано более подходящее по инженерно-строительным условиям место.

Место выбрали новое, а название решили уже не менять. Вот так северо-восточные Сокольники ненароком завели птенца «Сокола» на северо-западе Москвы.

Редакция телеграм-канала «Стройка»

Читайте также

Фильтр