Степан Малыгин — гардемарин Арктики

Степан Малыгин — гардемарин Арктики, фото

Степан Малыгин, именем которого назван проезд в Ярославском районе, — один из первых российских арктических исследователей, автор бесценных для его современников карт побережья Северного Ледовитого океана и создатель пособий по штурманскому делу. Его главное дело — исследование земель и морей между устьями Печоры и Оби.

В честь Степана Малыгина в Москве названы и улица, и проезд. Находятся они рядом, но отделены друг от друга Ярославской железной дорогой.

Штурман

Степан Малыгин — один из первых российских гардемаринов. Это звание было введено на флоте Петром I в 1716 году. Малыгин получил его в 1717-м, уже через четыре года он стал лейтенантом. Это пример довольно быстрого карьерного роста для человека, чьи родители не могли похвастаться ни огромным состоянием, ни серьезным связями. Малыгины были дворянами с корнями, но без денег. Их имение находилось недалеко от Переславля-Залесского. Семья не бедствовала, но обеспечить своему отпрыску блестящую карьеру тоже не могла. Так что Малыгин пробивался сам, блестяще изучил штурманское дело и… написал книгу.

В 1731 Малыгин принес в Академию наук свою работу по морской навигации. Это было полноценное руководство для будущих штурманов. Рукопись содержала подробные описания всех существовавших тогда морских приборов и массу советов по их практическому применению. Не удивительно, что, когда в 1734 году адмирал Головин учредил отдельную Штурманскую роту для подготовки специалистов по морской навигации для военного флота, о Малыгине вспомнили. Он, однако, был еще слишком молод, чтобы что-нибудь возглавлять, так что Малыгина назначили простым преподавателем. Молодой штурман покинул флот и занялся обучением будущих морских офицеров. Сам он едва ли мечтал об этом, Малыгин хотел ходить по морям. Подавал прошение о зачислении его в состав Великой Северной экспедиции — оно было отклонено. Малыгина оставили преподавателем, а через год и вовсе отправили в Вятку по налоговым делам. Тут бы карьере конец, но…

Великая Северная экспедиция

Идея детального исследования арктического побережья Российской империи принадлежала еще Петру I. Он собирался вплотную заняться этим еще в 1718 году, но отложил грандиозный проект до лучших времен. Они настали уже после смерти Петра, в царствование его племянницы Анны Иоанновны, а автором проекта стал Витус Беринг.

Беринг хорошо знал условия и не мог не понимать, что экспедиция будет долгой, мучительно сложной и приведет к большому количеству смертей среди ее участников. В связи с этим он сразу отказался от идеи непрерывного плавания из Архангельска на восток. По проекту Беринга, экспедицию должны были провести семь самостоятельных отрядов, каждый из которых исследовал бы свой участок Северного Ледовитого океана и примыкающей к нему суши. Планировалось, что участники соберутся в устьях семи крупных рек, где для нужд экспедиции будут построены корабли. Идея Беринга получила поддержку Адмиралтейств-коллегии.

Так было положено начало Великой Северной экспедиции, разделенной на несколько отрядов, в числе которых были Двинско-Обский (Западный), Обско-Енисейский, Ленско-Енисейский, Ленско-Колымский, а также отряд Беринга-Чирикова, Южный отряд и Академический отряд. Поясним. Отряд Беринга-Чирикова стартовал из Охотска и должен был исследовать обширную территорию как в Ледовитом, так и в Тихом океане и найти там путь в Северную Америку. Их плавание зачастую называют Второй Камчатской экспедицией. В задачу Южного отряда входило исследование Курильских островов и установление дипломатических отношений с Японией. Что же до отряда Академического, то он путешествовал по суше и в течение 13 лет скрупулезно исследовал Сибирь.

Общее руководство всем этим сложным мероприятием было поручено Берингу, который, увы, живым из своего плавания не вернулся. Знаменитый первооткрыватель скончался от цинги во время вынужденной зимовки на острове, который теперь носит его имя. Предполагалось, что исследование участка между Северной Двиной и Обью не займет много времени. Отчет Западного отряда в Петербурге ждали первым. А при чем же здесь Малыгин? Сейчас-сейчас.

Степан Малыгин — гардемарин Арктики  фото

Семен Иванович Челюскин (1700‒1764) // Копия дубельшлюпки «Якуцкъ», на которой ходил по Лене Харитон Лаптев 

Капитаны-доносчики

Имена многих участников Великой Северной экспедиции мы теперь можем найти на карте. И речь не только о Беринге. Арктику и Дальневосточное море в 1733–1743 годах исследовали Федор Минин, Семен Челюскин, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Именем Степана Малыгина назовут маленький пролив, отделяющий небольшой остров Белый от материка (Карское море). А вот имен Степана Муравьева и Михаила Павлова, первых командиров Западного отряда, вы на карте не найдете. За свою деятельность они получили не звания, награды и почет, а арест и разжалование.

Поначалу все шло неплохо. Кочи (одномачтовые парусные суда) «Экспедицион» и «Обь» вышли из Архангельска в восточном направлении и благополучно проследовали вдоль побережья через Белое и Баренцево моря. Капитан-лейтенант Муравьев командовал экспедицией, лейтенант Павлов — кочем «Обь». Проблемы начались в Печорском море, где корабли впервые встретились с ледовыми преградами. Муравьев, судя по всему, плохо понимал опасность: сковав судно, лед может попросту раздавить его. Экспедиция, однако, решила прорываться. Оба корабля получили серьезные повреждения, и о продолжении плавания не могло быть и речи.

Муравьев и Павлов стали на зимовку недалеко от Пустозерска (устья Печоры) и направили в Петербург свои донесения. Муравьев обвинял во всем Павлова, Павлов — Муравьева. Возможно, в Петербурге и не обратили бы на все это внимание, но ведь Пустозерск — город ссыльных. Тут в свое время сожгли протопопа Аввакума, а Муравьев и Павлов встретились здесь с князем Иваном Долгоруковым. Все Долгоруковы при Анне Иоанновне попали в опалу, так что, скорее всего, именно за это офицеры и поплатились разжалованием в матросы и арестом. Командование Западным отрядом было поручено Малыгину.

Степан Малыгин — гардемарин Арктики  фото

Ледовое судно — поморский коч; Ледокольный пароход «Малыгин» 

Исследование

Малыгин получил беспокойную бунтующую команду и два непригодных к делу корабля, которые ему пришлось несколько месяцев приводить в порядок. Выбраться в море ему тоже удалось не сразу. Отремонтированный коч «Экспедицион» угодил в ледовую ловушку прямо в устье Печоры. Льды сдавили корабль так сильно, что сломали форштевень и сорвали руль. Малыгин взялся за ремонт «Оби». С этим судном он выбрался в море, но ушел недалеко. На этот раз непреодолимой преградой стали Гуляевские Кошки — гряда небольших островов между Баренцевым и Печорским морями.

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта история, если бы из Архангельска не прибыла подмога. Лейтенанты Алексей Скуратов (потомок печально известного Малюты) и Иван Сухотин привели Малыгину два бота — «Первый» и «Второй». После долгих раздумий Малыгин приказал Сухотину вернуться вместе с «Обью» в Архангельск, а сам продолжил экспедицию на двух ботах. Скуратов стал его заместителем. Корабли прошли через узкий пролив Югорский Шар в Карское море. Тут была тяжелейшая зимовка в устье реки Кары. Малыгин, правда, нашел хитрый способ избежать голода и цинги. На оленьих упряжках он и большая часть его подчиненных перебрались в Салехард (тогда — Обдорск), в устье Кары зимовали только двенадцать человек. Дальше было тяжелое плавание вокруг Ямала. Пролив, омывающий полуостров с севера, как мы уже говорили, получит вскоре имя Малыгина.

Несмотря на все трудности, в 1737 году два бота вошли в устье Оби и спустились по реке до Березова. Отсюда Малыгин с донесением отправился в Петербург по суше, а Скуратов еще два года, преодолевая невероятные трудности, добирался морем с кораблями до Архангельска.

После Великой Северной экспедиции Малыгин еще 20 лет служил во флоте. Его имя носят не только улицы и пролив, но также несколько кораблей и самолетов. 

Читайте также

Фильтр