Сладкая история на новый лад

Эксперты инновационной фабрики ESSEN (АО «Эссен Продакшн АГ») рассказывают, как в новых условиях живет и работает кондитерская отрасль, как меняется производство и ассортимент, что с сырьем и логистикой, и как это отразится на нас с вами.

Любой кризис приводит к снижению доходов населения. Люди покупают товары первой необходимости по приемлемой цене и только потом – что-то вкусное, для души. При этом кондитерская продукция была и остается естественным антидепрессантом –  пищевым удовольствием, доступным каждому. Традиционно спрос на сладости растет накануне праздников, в зимнее время, и падает летом, когда конфеты в нашем рационе потихоньку вытесняют свежие фрукты и ягоды, но кондитерские производства работают круглый год. В условиях новой реальности они корректируют свою стратегию и тактику, решая непростую задачу – сохранить качество сладкого продукта с минимальным повышением цен. И это притом, что волатильность рынка высока, мировые контейнерные операторы прекратили доставку в Россию, а цены на сырье и упаковку растут… Но тот, кто хочет, ищет возможности.

Сладкая история на новый лад  фотоКомплексный подход

«Аналитики FMCG-рынка подтверждают, что в сравнении с прошлым годом цены на сладкой полке выросли минимум на 30%. Часть кондитерской продукции вывели из производства, некоторые игроки рынка вообще прекратили свое существование. При практически неизменном общем объеме потребления кондитерской продукции в России в тоннах идет смещение потребления в сторону более бюджетной. Происходят изменения в каналах продаж.  С уходом мировых производителей-гигантов на сладком рынке стало «легче дышать», но выживет, как известно, сильнейший. То есть тот, кто сможет быстро подстроиться под новые условия игры», – рассказывает Дмитрий Жирнов, заместитель генерального директора АО «Эссен Продакшн АГ» по кондитерскому производству.

По словам Дмитрия, сейчас главный принцип работы любого бизнеса, который не просто хочет остаться на плаву, но и быть успешным, – это максимально тщательное планирование, оптимизация всех бизнес-процессов и активов. В этом поможет и непрерывный мониторинг рынка, и спроса потребителей, цен на сырье, упаковку, горючее.

Кондитерская фабрика ESSEN  – гордость сладкого сегмента российского FMCG-сектора: инновационное оснащение, самая высокая в России производительности труда среди кондитерских производств – более 11 млн рублей на человека в год. Прогнозы на текущий год оптимистичные. «Во-первых, у нас установлено передовое оборудование лучших производителей. Во-вторых, сотрудники прекрасно умеют на нем работать. Если случаются какие-то сбои (за последние годы такого ни разу не было), ремонт обеспечиваем сами. Серьезно вкладываемся в обучение кадров, у нас развита система наставничества», – говорит Дмитрий Жирнов.

На фабрике ESSEN продвинутое оборудование, но не машинами едиными. Люди – основное богатство. В компании практикуют рационализаторство. Любой желающий может подать идею, лучшие будут внедрены.

Сладкая история на новый лад  фотоИмпортозамещение в действии

В новых реалиях оптимизация производственных процессов – более реалистична, чем оптимизация сырьевой составляющей. Качество продуктов питания должно быть неизменно высоким во все времена, тем более – кондитерских товаров, цены на которые существенно поднялись за последние несколько месяцев. «Кондитерская промышленность России съедает 1,5 млн т сахара, более 1 млн т муки, 150 тыс. т молочной продукции, про колоссальный объем масложировых ингредиентов я вообще молчу. Сладкая отрасль крайне чувствительна к ценам на сырье и, хотя и пытается идти по пути импортозамещения, пока получается не идеально. Какао-бобы и пальмы у нас не растут. Но, безусловно, объем отечественных поставщиков в нашем списке растет. Например, большую часть жиров  закупаем у самого крупного российского производителя», – продолжает Дмитрий Жирнов.

Сладкая история на новый лад  фото

А что с упаковкой? Составляющие для ее производства подорожали, а некоторые «ингредиенты» и вовсе стали недоступны российским игрокам рынка? Возможно, вы удивитесь, но более 70% упаковки для кондитерской отрасли не первый год производят в России. Получается отлично. Так, ESSEN давно сотрудничает с отечественными поставщиками и сейчас производит конфеты в такой же яркой упаковке со сложным запоминающимся дизайном, как и до кризиса.

Пересмотр ассортиментной линейки

«Репутация бренда в плане качества продукции должна быть безупречной! С доверием потребителей играть не стоит. Сейчас качество ваших товаров должны быть высоким как никогда. Пересматривайте ассортиментную линейку, оптимизируйте ее, убирайте низколиквидные позиции и вводите новые. Они могут быть бюджетными, но еще лучше – оригинальными. Такими вау-продуктами, как, например, наш новый баточник «ДаЁжъ!» с мягкой карамелью, арахисом и криспи», – продолжает Дмитрий Жирнов.

Сладкая история на новый лад  фото

«ДаЁжъ!» – яркий пример импортозамещения и красочная иллюстрация специфики кондитерского рынка. Ее можно охарактеризовать тремя словами – «больше качественных новинок». «Сладкие запуски помогают удерживать и привлекать потребителей. Но все получится только в том случае, если кондитерское изделие будет интересным, вкусным и – разумеется! – безупречного качества. Наш новый батончик сделан по мотивам уж полюбившейся потребителям конфеты “ДаЁжъ!” Четыре слоя хрустящей глазированной вафли соединяет мягкая карамель, в батончике много дробленого арахиса и криспи. Изделие глазированное. Целевая аудитория – тинейджеры 13–19 лет, те, кто ищет новые вкусы и вообще открыт новому. Это не просто батончик, а сложное изделие – и конфета, и десерт. Новинка цепляет взгляд, словно дразнит своим слоганом – “ДаЁжъБалдЁж!” Вызывает улыбку, настраивает на позитив и челленджи дерзким «Даёшь!», –  поясняет Оксана Кужилева, руководитель отдела маркетинга по кондитерскому направлению компании АО «Эссен Продакшн АГ».

Сладкая история на новый лад  фотоКаналы сбыта

Оксана Кужилева говорит, что ввиду повышенного спроса на продукцию ESSEN в компании прогнозируют устойчивый прирост новинок. Прежде всего – флагманских брендов

ТМ «35»ТМ «Cho Ko-Te», самой собой – ТМ «ДаЁжъ». Сфокусируются и на продвижении – речь не только о федеральных торговых сетях, но и о рознице. Качественные и вкусные конфеты и шоколад должны быть в любом магазине – буквально, в шаговой доступности.

Вообще, по мнению экспертов, российские производства в состоянии удовлетворить и внутренний, и внешний спрос на свою продукцию. В 2021-м году каждая третья шоколадка, оправленная на экспорт, была российского производства. Основные регионы-потребители российского сладкого импорта – традиционно ближнее зарубежье, но вообще «сладкая география» насчитывает 97 стран. В частности, изделия фабрики ESSEN радуют сладкоежек в 36 странах мира. В прошлом году список экспортёров пополнили Канада, Южная Корея и Афганистан. Кстати, в конце июля делегация из Афганистана вновь посетила кондитерскую фабрику ESSEN. Зарубежные бизнесмены изучали возможности более масштабного сотрудничества в сладком сегменте.

Читайте также