Село, где рождается красота

Село, где рождается красота, фото

Село Федоскино и его промысел

В Ярославском районе столицы есть небольшая улица между Ярославским шоссе и Хибинским проездом. Когда на этом месте находился город Бабушкин, она носила название Комсомольской. Но в 1964 году территория стала частью Москвы, поэтому было решено ее переименовать, ведь в Москве уже были Комсомольские площадь и проспект. Так и появилась улица Федоскинская: наименование дали по располагающемуся неподалеку селу Федоскино, которое вот уже два столетия славится своим промыслом русской художественной миниатюры на лаковых изделиях.

Добраться до Федоскина довольно просто: по дороге на север от Москвы, всего в получасе езды и расположилось село, в котором половина жителей связана с традиционным промыслом — лаковой миниатюрной живописью.

Село, где рождается красота  фото

Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). Григорий Сорока, 1840-е; Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Иван Бугаевский-Благодарный, 1824 год Автопортрет; Василий Андреевич Тропинин (1776–1857), 1850 год

Козырьки, табакерки и картинки на злобу дня

История художественных лаков уходит корнями в глубину столетий на Восток. Так, в XVI веке это искусство покорило Европу, а на рубеже XVII и XVIII столетий зарождается в России. В 1795 году в подмосковном селе Данилково— ныне Федоскино— московский купец Петр Иванович Коробов открывает первую лакирную фабрику для производства козырьков для киверов армии. Шляпные заводы, которые принадлежали государству, не справлялись с работой, поэтому и было решено искать помощь в лице мастеров из деревень и сел.

Позже на развитие фабрики Коробова повлияла привычка нюхать табак. В XVIII веке мода распространялась на всех: на знать и рабочих, на женщин и мужчин. Коробов отправился в Германию и посетил местную фабрику в Брауншвейге. Там табакерки делали из прессованного картона, который пропитывали растительным маслом, а после сушили при температуре в 100 градусов. Этот прием в Европе называли «папье-маше». Помимо табакерок мастера из него изготавливали сундучки, шкатулки, бисерницы: их покрывали черным грунтом и лаком, а после расписывали, используя классические сюжеты.

Московский купец был настолько впечатлен, что пригласил с собой несколько немецких мастеров и отправился на родину, где стал использовать полученные знания в собственном производстве изделий из папье-маше. На крышки табакерок и шкатулок стали клеить картинки, где были изображены актуальные на тот момент события. Позже мастера решили раскрашивать гравюры, а после и вовсе заменили их на живописные миниатюры.

Постепенно стала вырабатываться и своя техника федоскинской миниатюры. Позже ее называли символом народного творчества, так как именно это искусство осмысливало сюжеты из русской литературы, сохраняло связь c жизнью и историей России, осваивало традиции.

Село, где рождается красота  фото

Виктор Михайлович Василенко (1905–1991), 1970-е годы; Михаил Николаевич Загоскин (1789–1852). Василий Тропинин, 1830–1840 годы

Имени купца Лукутина

Наибольшего развития промысел достиг при купце Петре Васильевиче Лукутине, зяте Коробова. Например, именно он решил, что мастера должны проходить профессиональное обучение: они оканчивали Строгановскую академию, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы. Уже на первой московской художественно-промышленной выставке в 1828 году работы Лукутина получают золотую медаль на Анненской ленте. С этого момента с разрешения царя мастера начали оставлять клеймо на своих изделиях — золотого двуглавого орла, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой.

Лукутинская миниатюра получила признание не только в России, но и в Европе, в каждом купеческом и дворянском доме были изделия федоскинской фабрики. В тот же период возникло обыкновение украшать работы сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретной. Излюбленными темами миниатюристов являются жанровые сцены (катание на тройке, чаепитие, хоровод), а также обращение к сказочным сюжетам.

«Московские табакерки расходятся не в одной России: г-н Лукутин отправляет их в большом количестве за границу. Многие этому не верят. Не верил также этому и один из моих знакомых, пока не побывал в Париже. Отправляясь назад в Россию, ему вздумалось купить в Пале-рояле хорошую бумажную табакерку. <…> Представьте же себе его удивление, когда, желая обновить свою покупку, он увидел на внутренней стороне крышки двуглавого русского орла и подпись фабриканта Лукутина».

Михаил Загоскин, «Москва и москвичи»

Немыслима лукутинская миниатюра и без русской живописи. Алексей Венецианов и его школа, которые работали в «крестьянском» жанре; Владимир Боровиковский и его портретные миниатюры, в которых он воплощал идеал красоты своей эпохи; Василий Тропинин и его портреты, благодаря которым появляется новый бытовой жанр, — без них не состоялось бы федоскинское чудо.

Помимо сюжетной, мастерами была использована декоративно-орнаментальная роспись под камень, слоновую кость, а также инкрустация перламутром, мрамором или стеклом. Нередко использовались сочетания лакированного папье-маше с другими материалами: костью, металлом, фарфором, панцирем черепахи. Лукутинское производство просуществовало до 1904 года. Техника, которая была выработана в этот период, стала классической для этого промысла и сохранилась до сегодняшнего времени.

Село, где рождается красота  фото

Выставка-продажа федоскинской лаковой миниатюры в Вашингтоне, 1988 год

Артель — наследница мастерской

Закрытие лукутинского производства не прервало историю лаковой миниатюры. Уже в 1910 году бывшие мастера фабрики Лукутиных учредили Федоскинскую артель. Ее работы не уступали по качеству легендарным лукутинским.

Послереволюционные годы стали тяжелым временем для артели. Во-первых, упал спрос на изделия, а во-вторых, новая власть стала облагать мастеров налогом, который был для них непосильным. Предпринимались попытки и вовсе закрыть мастерские. Ситуация изменилась, когда в 1923 году работы художников были оценены дипломом I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции, которая проходила в Москве.

Инкрустация — украшение изделий материалами, отличными по текстуре, фактуре и цвету от основной поверхности. Выбранные детали врезаются в основу изделия.

Началась новая жизнь для народного промысла: производство расширялось, а изделия стали продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы Анатолий Бакушинский и Виктор Василенко. Основное внимание в своих исследованиях они уделяли раскрытию подлинно народных особенностей традиционного искусства и творческих возможностей народных мастеров и художников.

В 1945 году при артели была создана экспериментальная мастерская, в которой научное и творческое руководство осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены забытые способы украшения изделий — «слоновая кость», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. В 50-х художники создают авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры прошлого. Художники вписывают в старый стиль и новые образы: Кремль, портреты вождей, космонавтов. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

Сегодня Федоскино — это небольшое село, где продолжают жить и работать художники-миниатюристы. Работает Музей народных художественных промыслов, где хранится более 2000 экспонатов, а также можно попасть на производство, где изготавливаются лаковые работы.

Казалось бы, народный художественный промысел пережил войны, революции, советскую власть и перестройку. Однако сейчас он на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растет. Все меньше художников, которые продолжают дело своих предков, а ведь до сих пор Федоскино остается живо мастерами. В течение двух сотен лет из поколения в поколение передаются секреты лакирного дела: от проклейки и прессования картона для заготовок из папье-маше до самой живописной росписи и способа лакировки. В этом плане каждый художник становится уникальным, потому что опыт каждого отдельного мастера сохраняется, дополняется новыми открытиями и переходит к ученикам.

Читайте также

Фильтр