Санаторий для электричек

Санаторий для электричек, фото

Вагонное депо Крюково

Для любого поезда депо — это тихая гавань, где он наконец может отдохнуть после сотен и тысяч километров под палящим солнцем, проливным дождем или сильным снегопадом. В депо можно «подлечиться», привести в порядок «нервную систему», «суставы» и «сердце» — электрику, колеса и мотор. Вагонное депо Крюково в Зеленограде — одно из важнейших на всей Октябрьской железной дороге от Москвы до Санкт-Петербурга и единственное, которое используется не только для эксплуатации, но и для ремонта электричек.

Октябрьская железная дорога

Депо Крюково обслуживает электричками львиную долю участка Москва — Санкт-Петербург, входящего в состав Октябрьской железной дороги, одной из крупнейших и старейших в России. Изначально это был железнодорожный путь между старой и новой столицей, однако со временем он оброс другими дорогами (Приморской, Олонецкой, Петербурго-Варшавской, Балтийской и Псковско-Рижской) и покрыл практически весь северо-запад Российской империи. Называлась дорога Николаевской в честь императора Николая I, при котором начала строиться. Новая советская власть потерпеть этого не могла и в 1923 году переименовала ее — вот уже почти сто лет она остается Октябрьской железной дорогой.

Моторвагонное Крюково

Моторвагонное депо Крюково относительно молодое. Совсем недавно оно отметило двадцатилетний юбилей. Предприятие не может похвастаться богатой историей, зато соответствует всем современным стандартам в своей области и лишено недостатков старинных мастерских, которые создавались для древних типов вагонов и могут обслужить новые электрички только после глубокой модернизации. Депо заработало в 2000 году. Спустя девять лет после открытия здесь была завершена вторая очередь строительства, которая позволила принимать больше электропоездов и обслуживать их быстрее. Мастера в Крюкове способны исправить практически любую поломку и привести в порядок даже видавшие виды вагоны. Здесь не делают разве что капитальный ремонт (этим занимаются специализированные заводы).

На железной дороге, кажется, обожают использовать аббревиатуры. Например, в официальном названии депо Крюково встречается загадочное «ТЧ-6». Если спросить специалиста, чем конкретно занимаются рабочие, он может рассказать о ТО, ТР и КР. И если с ТО (техническим обслуживанием) знакомы многие автомобилисты, то буквосочетания ТР и КР в обиходе вряд ли встретишь. На самом деле все просто: речь идет о ремонте — текущем и капитальном. Помимо техобслуживания, каждая электричка должна пройти текущий ремонт первого, второго и третьего объемов, которые назначаются, когда поезд накатает большое количество километров или простоит долгое время. В Крюково, например, могут провести ремонт второго объема (ТР-2), назначаемый обычно каждому составу раз в год. А вот КР — капитальный ремонт — это, как уже говорилось, совсем другая история. С названием предприятия тоже все просто: ТЧ-6 — это тяговая часть, то есть депо под номером шесть.

Рабочие лошадки депо Крюково — поезда ЭТ2М Торжокского вагоностроительного завода и более современные ЭС2Г, известные как «Ласточки». ЭТ2М — это электрички, которые заменили рижские поезда, ставшие для наших железных дорог иностранными после распада Советского Союза. Если говорить точнее, первые отечественные электрички носили название ЭТ2, а вот буква М (модернизированная) добавилась позже. Такие поезда выпускались с 1999 по 2010 год. Что касается «Ласточек», то их делают на Урале по лицензии немецкой компании Siemens. Первые составы, поставленные из-за рубежа, — ЭС1, отличались компоновкой кресел в салоне и тем, что силовые установки на них были двухсистемными. Они могли работать не только от постоянного тока, но и от переменного — именно так был электрифицирован один из горных участков в Сочи, где полсотни немецких поездов перевозили участников и зрителей зимних Олимпийских игр.

Так что же делают в моторвагонном депо? Все зависит от того, по какой причине здесь находится поезд: просто «отдыхает» перед отправкой в путь или же прибыл на «лечение». В первом случае обходятся осмотром, проверкой и уборкой составов. Во втором все куда сложнее. Если вагонам нужен серьезный ремонт, их загоняют в ангар сцепкой по два, поднимают специальными кранами и достают из-под них тележки, то есть ходовую часть. Снимают все оборудование, меняют изношенные детали, проверяют электрику, пневматическую, тормозную и другие системы… Если поезд, к примеру, приехал на ТР-2, он находится в депо по меньшей мере пару дней. В первый, как правило, мастера разбирают оборудование и проводят диагностику, во второй ремонтируют его и собирают.

Отдельная тема — подготовка электричек к зиме. Задержка поезда, кажущаяся легкой неприятностью, в тридцатиградусный мороз превращается в серьезную проблему, особенно на станциях, представляющих собой лишь платформу, продуваемую всеми ветрами. Так, зимой 2017 года массовый сбой в расписании движения поездов произошел из-за… уплотнительной резинки. Манжета на одной из деталей реостатного контроллера, отвечающего за движение поезда, оказалась не подходящей для сильных морозов. Пришлось переоснащать оборудование, спрятанное в ящиках под вагонами. Теперь, по заверениям специалистов, электрички могут «бегать» даже при температуре в –50 градусов. Однако это не все, что нужно сделать для подготовки состава к зимней эксплуатации. В ожидании холодов мастера наносят на токоприемники («антенны» на крыше поезда) зимнюю смазку, а также проверяют герметичность окон и работу отопительной системы.

Санаторий для электричек  фото

Творческая работа

В депо среди станков, высоковольтных линий, ремонтного и диагностического оборудования есть и островок творчества. Это мастерская художника, который отвечает за все надписи и рисунки на поездах и внутри вагонов. Небольшая комнатка завалена трафаретами. Здесь можно обнаружить и логотип Российских железных дорог, и те самые буквенно-цифровые символы, которые украшают лицевую часть любого поезда, обозначающие его модель и личный номер, под которым он был выпущен с завода. Среди большого количества аббревиатур и названий технических элементов, понятных только просвещенным, попадаются и куда более «человечные» надписи: имена старших машинистов, которые обычно пишут на кабинах электричек, а также разного рода предупреждения, так часто встречающиеся на железной дороге — территории повышенной опасности.

Порой сотрудникам депо приходится не наносить надписи, а наоборот — стирать. Речь, конечно, идет о граффити, которыми вандалы, или уличные художники (как называют они себя сами), расписывают вагоны. Страдают, как правило, составы, «ночующие» под открытым небом. Одну из таких электричек, только пришедшую с капитального ремонта, сотрудники депо Крюково обнаружили на путях летом прошлого года. Вагоны, недавно заново покрашенные на заводе, были сплошь изрисованы аэрозольными баллончиками. Работникам пришлось провести долгие часы, оттирая надписи. Найти злоумышленников удается не часто. Зато будучи пойманными, они не только возмещают материальный ущерб, но порой и привлекаются к работам. Так, один из любителей граффити, застигнутый за рисованием в 2015 году, целый день красил в депо вагоны. 

***

После всех лечебных процедур обновленные, посвежевшие и поправившие свое «здоровье» поезда отправляются из Крюково во все концы Октябрьской железной дороги. Электрички разных моделей, годов выпуска и состояния объединяет одно: у всех обитателей депо в окошечке, где обычно указывается пункт отправления или назначения — Москва, Тверь или любая другая станция, — горит слово «Проверено».  

Читайте также

Фильтр