Источник Андрея Рублева

Источник Андрея Рублева, фото

Источник Андрея Рублева в Крюкове

Зеленоград богат родниковыми водами. Сегодня всюду продается очищенная питьевая вода и на каждой второй кухне стоит фильтр, но городские жители по мере возможности продолжают ходить к родникам. Вот и в Крюкове не зарастает «народная тропа» к источнику Андрея Рублева. Разберемся почему.

Ответ прост. Родниковая вода отличается от искусственно очищенной более мягким вкусом и ощущением свежести. Многие люди верят в легенды о целебных свойствах природных источников (разумеется, повышенное содержание тех или иных элементов в отдельных случаях может иметь терапевтический эффект, но это сугубо индивидуально).

Благодаря человеческому неравнодушию на территории 16-го микрорайона Зеленограда в конце 1990-х появился святой источник имени Андрея Рублева. Найти его нетрудно. Нужно свернуть с улицы Заречной; дорога идет вдоль деревянных домиков по правую руку, плавно поворачивает влево и спускается в долину речки Каменки.

Источник Андрея Рублева благоустроен: «установлен стенд, высокий поклонный крест, выход воды укреплен бетонной подпорной стенкой, обнесен невысоким металлическим забором», — рассказывает в своей книге «Живая вода Подмосковья» краевед Игорь Балабанов. Слив из металлической трубы дает начало ручью, сбегающему в ту самую речку Каменку.

Дань погибшим за Москву

В районе деревни Каменки в 1941 году шли ожесточенные бои за станцию Крюково и ближайшие окрестности. В память об этих сражениях на берегу Нижнего Каменского пруда был создан мемориал бойцам 1-й гвардейской танковой и 44-й кавалерийской бригад. Источник находится с другой стороны пруда.

Несмотря на то что в округе много маленьких ручейков и «окультурить» родник можно и в другом месте, именно данное показалось наиболее перспективным. Изначально его площадка была заболочена и завалена мусором. По набросанным сверху автомобильным шинам люди ходили к источнику.

Все сложилось. Дебит (так называют количество воды, поступающее из источника в единицу времени) 0,23 литра в секунду, близость к жилому массиву и историческое значение местности, а также возможность воздать дань памяти павшим — по этим причинам данное место было выбрано для благоустройства.

Необыкновенная реликвия

Крест, что стоит на источнике, — древний, начала XVII века. Он снят с главного купола храма Николы на Берсеневке. Этот ажурный кованый крест пожертвовал на источник Игорь Юрьевич Дрождин, иконописец и собиратель древностей. По его словам, родник сам по себе не может являться святым. Таковым он становится, когда в него помещают святую реликвию.

Крест был поставлен по древнему обычаю. Его тело помещено в землю таким образом, что уходит глубоко в сам источник вод. По задумке, вода проходит через крест и таким образом освящается.

Затем братство иконописцев организовало сбор подписей, и жители города высказали свою озабоченность тем, что место, которое посещает много народа, не благоустроено. Письмо помогло — площадку вокруг родника расчистили и облагородили. Со временем, благодаря участию неравнодушных людей, здесь выкопали купель. Потом созрела идея освятить ключ.

Имя святого иконописца

Именем Андрея Рублева источник назван 8 февраля 2002 года. Освятил его известный священник и актер Иван Охлобыстин. «Попыток освятить источник было много, но все они были неудачными, и только о. Иоанн (Охлобыстин — прим. ред.) добился положительного результата. Он говорил после этого, что бесы спасовали, когда за дело взялся юродивый священник», — рассказывает художник-иконописец Игорь Дрождин.

В 2003 году ключ признан памятником природы. Сейчас он находится под контролем столичного управления Роспотребнадзора. В городском реестре это родник № 48 с мягкой водой с низким содержанием фтора.

Ответ на вопрос, почему источник получил имя именно Андрея Рублева, довольно прост. Прежде всего потому что в 1990-х еще не было в округе храмов или каких-либо других святынь, в честь которых можно назвать новый источник. Причина вторая: инициативу взяло на себя братство иконописцев, уже носившее имя Андрея Рублева — наиболее известного и почитаемого мастера московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. По словам Игоря Дрождина, братство имело письменное благословение на свою деятельность от святейшего патриарха Алексия II.

Источник Андрея Рублева  фото

Братство Рублева

Основной задачей братство иконописцев ставит перед собой возрождение ремесла, проведение выставок и, как следствие, его популяризацию. Совсем недавно иконопись переживала не лучшие времена. Широкая публика о ней мало что знала, лишь небольшое количество старинных русских икон можно было увидеть в музеях, например, в Русском музее в Санкт-Петербурге или в Третьяковской галерее в Москве.

Братство иконописцев выставляло и работы современных авторов. Дрождин рассказывает: «Несмотря на то, что про технологию иконописи ничего не было известно, вдруг появились гении. Они … сами начали писать, непонятно, как им все это удавалось. Я вот сейчас смотрю на иконы, которые были написаны в то время, и просто поражаюсь. Такой уровень глубины образов и виртуозное исполнение! … И одновременно шла работа по возрождению технологии, потому что технология была утеряна как целостное явление … Реставраторы знали технологию, часть сохранилась в декоративно-прикладных областях, но каноны, догматы были непонятны, и мы их изучали».

Параллельно с деятельностью по восстановлению иконописного ремесла и помощи в реставрации святынь, братство занималось их созданием. Члены братства участвовали в возрождении Юрьева, Зверина и Варлаамо-Хутынского монастырей в Великом Новгороде; Лукьяновой пустыни; Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; множества храмов в Москве и Московской области. Усилиями братства благоустроенные родники появились в Тверской, Владимирской, Московской областях. Маленький ручеек в Каменке был одним из них. 

С 1991 года братство участвовало более чем в восьмидесяти выставках современной русской иконы в Москве и Санкт-Петербурге (Центральный дом художника на Крымском валу, Центральный выставочный зал «Манеж», музей храма Христа Спасителя) и за рубежом: в Греции, Германии, ЮАР.

Братья демонстрировали иконы также и в скромных выставочных залах, и даже за их пределами. Раньше, например, недавно созданные творения иконописцы размещали и на источнике Рублева, однако их крали и портили.

Иконописное братство и сейчас поддерживает родник, периодически наводит там порядок, но в целом оставило его на откуп местным жителям. Братья считают, что, если взять источник под жесткий контроль, это будут воспринимать как должное. Сегодня в основном члены братства— уже немолодые люди. Они убеждены: сохранение традиций— дело молодых.

Читайте также