Набережная Новикова-Прибоя — уникальное градостроительное явление. Как правило, городские набережные с одной стороны застроены домами, а с другой имеют ограждение и некий водный объект. Здесь же дома с двух сторон. За западной частью застройки тянется безымянная проезжая часть, а за ней — зеленая зона со скамейками и детскими площадками; еще западнее — пешеходная дорожка. И лишь потом появляется канал Хорошевское спрямление.
Набережную назвали в 1964 году в честь знаменитого писателя Алексея Новикова-Прибоя. Ее протяженность — 1 километр и 50 метров. Немного.
В том, что имя Алексея Силыча (по документам — Силантьевича) Новикова-Прибоя дали именно набережной, некая логика присутствует. Он прославился именно как писатель-маринист. Писатель родился в Тамбовской губернии в 1877 году. Мать Алексея хотела, чтобы он стал священником. Так бы, наверное, и вышло, если бы в детстве ему не довелось случайно встретиться со старым моряком. Рассказы бывалого морского волка поразили мальчика. Да тот еще сказал ему: «Из тебя, я вижу, хороший бы моряк получился!»
Неудивительно, что Алексей с тех пор мечтал о море и, когда в 1899 году двадцатидвухлетнего юношу призвали на военную службу, сразу же попросился во флот. Его армейская судьба была нелегкой. В 1905 году во время знаменитого Цусимского сражения будущий маринист попал в плен к японцам. Именно там, располагая свободным временем, Алексей Силыч и начал писать. Разумеется, о морских сражениях. В его распоряжении были не только личный опыт, но и многочисленные рассказы товарищей по неволе.
Новиков-Прибой писал: «Через несколько месяцев у меня собрался целый чемодан рукописей о Цусиме. Этот материал представлял собою чрезвычайную ценность. Можно смело утверждать, что ни об одном морском сражении не было собрано столько сведений, сколько у нас о Цусиме. Изучая подобный материал, я имел ясное представление о каждом корабле, как будто лично присутствовал на нем во время схватки с японцами».
Первые же два очерка о Цусиме — «Безумцы и бесплодные жертвы» и «За чужие грехи» — оказались настолько искрометными, что писателю пришлось бежать от российского правительства в Западную Европу. Власти сочли его опасным. Особенно учитывая, что он, как отмечалось в полицейских донесениях, «представляется заметно развитым человеком среди своих товарищей и настолько начитанным, что в беседах толково рассуждает о философии Канта».
Впрочем, жизнь политического эмигранта в Англии и Франции была значительно лучше, чем военнопленного в Японии. Тем более что у него и там имелась возможность воплощать свою мечту — Алексей Силыч нанимался на торговые суда.
Только в 1913 году, воспользовавшись амнистией, писатель вернулся в Россию. До этого год жил на Капри, у Горького. Именно Алексей Максимович сделался его литературным учителем. Новиков-Прибой писал: «Горький поставил меня на ноги. После учебы у него я твердо и самостоятельно вошел в литературу».
В Первую мировую Новиков-Прибой служил в железнодорожных поездах-госпиталях. А после революции он, наконец-то, стал профессиональным писателем, признанным и читателями, и властью. Последнее неудивительно, ведь его биография с точки зрения новой идеологии была просто блестящей. Алексей Силыч продолжает ходить в море, в том числе и в загранплавания.
Названия его новых произведений говорят сами за себя — «Подводники», «Ералашный рейс», «Женщина в море», «В бухте “Отрада”». Конфликтов с властью больше нет — писатель удостаивается награды от советского правительства, да не какой-нибудь медали, а автомобиля ГАЗ-М1, легендарной «Эмки». И продолжает работать.
Скончался Новиков-Прибой в 1944 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его главное произведение, роман всей его жизни «Цусима», к сожалению, так и остался неоконченным.