Фото: А. Каменских
Сегодня мы совершим прогулку сразу по трём районам северо-запада Москвы — Левобережному, Головинскому и Войковскому. Наш путь будет пролегать вдоль Химкинского водохранилища, образованного в 1937 году в рамках строительства канала Москва — Волга (канала имени Москвы).
Канал сделал Москву «портом пяти морей». Отсюда можно добраться до Азовского, Чёрного, Каспийского, Балтийского и Белого морей.
Длина маршрута — 10 км, 14 000 шагов.
Начнём прогулку с осмотра (1) станции метро «Речной вокзал», открытой в последний день 1964 года. Станция имеет скромное архитектурное исполнение, так как была построена в период борьбы Никиты Хрущёва с «архитектурными излишествами», однако, она очень интересна в палеонтологическом отношении. Красный мрамор, которым отделаны колонны станции, содержит в себе множество окаменелостей, таких как раковины аммонитов и наутилусов.
Аммонит в мраморной облицовке станции «Речной вокзал». Фото: mos.ru
Станция более полувека была конечной, пока ровно спустя 53 года не была открыта станция «Ховрино».
Далее на маршруте (2) скульптура «Водный путь», установленная в 1937 году в год открытия канала Москва — Волга. Аналогичная скульптура установлена на мысу шлюза № 5.
Скульптура «Водный путь». Фото: А. Каменских
Автор скульптуры Юлия Кун воплотила концепцию, где две водные артерии («руки») соединены «новой водой» — водным путём с парусником.
Скульптура начинает главную аллею (3) парка Северного речного вокзала, который был разбит в 1936-38 гг., сразу после открытия канала имени Москвы. Раньше в зимнее время на главное аллее заливали каток.
Парк Северного речного вокзала. Фото: mos.ru
От Ленинградского шоссе парк отделён чугунной оградой, выполненной по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова — автора ансамбля главного входа на ВДНХ.
В 2019-20 гг. открыт после масштабной реконструкции вместе со зданием (4) Северного речного вокзала. Здание является выдающимся образцом «сталинского ампира».
Северный речной вокзал. Фото: А. Каменских
Северный речной вокзал (прежнее название Химкинский речной вокзал) — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным).
Над зданием вокзала работали архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие. По их замыслу, здание вокзала должно напоминать двухпалубный пароход со шпилем-мачтой и балконами-бортами. Интересно, что 24-метровый шпиль оборудован механизмом, позволяющим опускать всю конструкцию во внутреннее пространство башни. Хотя он и применялся редко, например, в 1941 году, чтобы не дать немецким лётчикам удобный ориентир.
Звезда, венчающая шпиль, в 1935 году была установлена вместо орлов на Спасской башне Кремля, но уже в 1937 году её решили заменить рубиновой.
На одном из фарфоровых медальонов работы Натальи Данько изображён Дворец Советов, который планировали построить на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя.
Недавняя реконструкция вокзала стала образцом такого вида работ, получив премию третьего международного конкурса «Золотой Трезини-2020».
Вокзал является и одним из самых известных московских «актёров», отражая в своём состоянии и актуальности для города дух времени. «Новая Москва» (1938), «По семейным обстоятельствам» (1977), «Гонки по вертикали» (1983), «ДМБ» (2000), «День выборов» (2007) — лишь часть картин, снятых здесь.
В рамках реконструкции вокзала 2018-20 гг. установлен (5) макет канала имени Москвы длиной около 400 метров. Макет дополнен миниатюрными копиями восьми шлюзов и самого здания Северного речного вокзала.
Макет канала имени Москвы. Фото: А. Каменских
На Ленинградском шоссе находится интересный (6) модернистский жилой комплекс, построенный в 1974-81 гг. по проекту архитекторов Андрея Меерсона и Елены Подольской. Комплекс был местом проживания позднесоветской элиты, например, здесь жил выдающийся баскетбольный тренер Александр Гомельский.
Модернистский жилой комплекс, 1981 год. Фото: 1qa2ws / pastvu.com
В доме по адресу Ленинградское шоссе, 84 снимались сцены фильма «Москва слезам не верит» (1979), где Гоша разбирается с гопниками.
Далее проходим до (7) бывшего водного стадиона «Динамо», построенного в 1935 году по проекту архитектора Геннадия Мовчана. Водная станция (как она тогда именовалась) состояла из трёх бассейнов, двухъярусных трибун на 3 000 человек, эллинга и гавани для судов, а также площадок для спортивных игр, лёгкой атлетики, гимнастики.
Водный стадион «Динамо», 1939 год. Фото: Oriongdg / pastvu.com
Закрыт в 2005 году, долгое время реконструировался. Сейчас территорию стадиона занимают яхт-клуб с частным пляжем, рестораном и гостиницей.
Вновь пересекаем Ленинградское шоссе и доходим до открытой части (8) Головинского канала. Сам канал нас интересует не в первую очередь, важнее то, что он является частью Лихоборской обводнительной системы, которая, в свою очередь, должна была стать частью ещё более масштабного проекта.
Головинский канал являлся частью Северного судоходного канала, который должен был соединить Яузу с Химкинским водохранилищем, образуя второе водное кольцо Москвы. Является единственной реализованной частью этого плана.
Канал был создан для обводнения московских рек и снижения уровня их загрязнённости, так как волжская вода значительно чище местной, «столичной».
Далее находим панельный (9) «дом с часами» серии П-30М, построенный в 2001 году. Кстати, часы ходят с точностью до минуты, можете сверять по ним время.
«Дом с часами». Фото: А. Каменских
Завершим прогулку осмотром одного из самых затерянных исторических артефактов спальных районов Москвы — (10) колокольни бывшего Казанского Головинского монастыря. Возведена в 1911-13 гг. по проекту архитектора Александра Латкова. Относится к типу надвратных монастырских церквей, однако была поставлена внутри ограды, отдельно от собора.
Колокольня бывшего Казанского Головинского монастыря. Фото: А. Каменских
Сам монастырь был учреждён в 1881 году на средства купца Николая Сидорова на землях, выкупленных у помещиков Головиных. Последний раз колокола Головинского монастыря звучали в Пасху 1929 года. Кроме колокольни, от Казанского Головинского монастыря с пятью храмами ничего не осталось. Сама колокольня приписана к находящейся неподалёку церкви иконы Божией Матери «Знамение», в ней открыта часовня.
Казанский Головинский женский монастырь, начало XX века. Фото: Aborigen / pastvu.com
Местные старожилы говорят, что в сторону Головинских прудов идёт подземный ход, который выложен камнем и брусчаткой, который позже был замурован. В одной из ближайших прогулок в рамках спецпроекта «Москварека» мы обязательно проберёмся к Головинским прудам, но только более привычным способом — по поверхности.
Кирилл Спасский