Завод имени Лихачева занимал значительную часть, если не половину современного Даниловского района. В период расцвета легенда российского автопрома располагался на территории в 300 гектаров в пойме Москвы-реки. За время его существования были собраны миллионы различных автомобилей, причем выпускали и грузовики, и автобусы, и спецтехнику, и лимузины, и даже велосипеды и холодильники. В структуру ЗИЛа входил не только сам завод, но и подшефные Дом культуры, стадион, футбольная команда, детские сады, а также свыше 30 филиалов по стране.
Ремонтно-производственные мастерские
Будущий завод имени Лихачева был основан еще до революции 1917 года и стал первым специализированным автомобилестроительным предприятием в России. Он был заложен летом 1916 года в Тюфелевой роще Даниловской слободы, основателями выступили предприниматели Рябушинские и Кузнецов. Было запланировано, что предприятие возьмется за лицензионное производство итальянских полуторатонных грузовиков FIAT 15 Ter. Договор с заводом был заключен на поставку 1500 таких машин. Однако и график строительства завода, и схема поставок были нарушены революцией, а потом и национализацией. В итоге первые 1,3 тысячи машин были собраны из комплектов, присланных из Италии, то есть вместо производства автомобилей велась их «отверточная сборка». Но даже и она прекратилась после того как завод, тогда именовавшийся «АМО — Автомобильное московское общество», был переведен в собственность молодой республики.
Вместо производства еще не достроенное предприятие взялось за ремонт поступавших с войны грузовиков, чем в основном и занималось до 1923 года, выполняя, таким образом, функцию крупных мастерских. Первый «свой» грузовик, полуторатонный АМО-Ф-15, вышел с завода в ноябре 1924 года, а через год началось серийное производство этой машины. За последующие шесть лет было выпущено почти 7000 АМО-Ф-15. Однако к тому моменту стало понятно, что, во-первых, объемы выпуска машин не удовлетворяют потребности страны, настроившейся на индустриализацию, а во-вторых, себестоимость грузовика необоснованно высока. Была очевидна необходимость в модернизации завода и налаживании выпуска другой модели.
Первый конвейер в СССР
В 1926 году было принято решение о назначении директором завода Ивана Лихачева, именем которого впоследствии и назовут предприятие. Именно с ним связывают интенсивное развитие АМО, а с 1931 года — ЗИСа (Завода имени Сталина). В 1930-х годах начинается масштабная реконструкция завода, а самое главное — был запущен первый в СССР конвейер, с которого по 60 штук в день стали сходить новые трехтонные ЗИС-5, основой которых был американский грузовик Autocar-SD. ЗИС-5 было суждено стать одним из самых массовых грузовых автомобилей Великой Отечественной войны, на его базе выпускали более 25 модификаций, например, трехосные машины, на которые устанавливали системы залпового огня БМ-13 «катюша», а также городские автобусы. ЗИС-5 экспортировали в другие страны, в том числе в Афганистан, Иран, Китай, Турцию и Румынию.
ЗИС-101 предсерийный, 1936 год // Автобус ЗИС-155, 1954 год
Правительственный лимузин
Завод ЗИС вошел в историю не только как производитель грузовиков, в 1936 году на предприятии наладили выпуск одного из первых отечественных лимузинов ЗИС-101. Основа у автомобиля была американской: частично от Buick, частично от Packard, стилистика была также американской, но машина не повторяла в точности дизайн ни одной из существовавших на тот момент моделей. В 1936 году получившийся автомобиль показали Сталину, который одобрил опытные образцы. В серию ЗИС-101 запустили годом позже.
Семиместную машину представительского класса комплектовали рядным восьмицилиндровым двигателем в 110 лошадиных сил. Внутри помимо печки и радио устанавливали телефон спецсвязи. К концу войны на заводе уже велась разработка принципиально иной машины — ЗИС-110.
В цехе бытовых холодильников ЗИЛ. Фото: Н. Максимов, 1960 год
Автобусы, холодильники, велосипеды
В 1946 году на ЗИСе проводят очередную модернизацию, обновление было необходимо для запуска на конвейере новых моделей — четырехтонных грузовиков ЗИС-150 и ЗИС-151. Через несколько лет начинается выпуск самого массового пассажирского автобуса 50–60-х годов прошлого века в СССР — ЗИС-155. Модель пришла на смену предшественнице ЗИС-154, которую руководство страны признало излишне технически сложной, хотя автомобильные эксперты утверждают, что именно этот автобус практически не уступал американским современникам.
ЗИС-155 формой корпуса напоминал предыдущую модель, а вот с инженерной точки зрения сильно ей уступал. Несмотря на все технические изъяны, а также значительно меньшее удобство как для пассажиров, так и для водителя, машине были рады в автобусных парках из-за того, что обслуживать и ремонтировать ее было проще. В итоге ЗИС-155 задержался на конвейере почти на 10 лет, а эксплуатировался он в некоторых городах даже до начала 1980-х годов.
Весной 1950 года на ЗИСе начали выпускать… холодильники. Сначала были подготовлены чертежи для двух приборов — 165-литровых ЗИС (позже переименованных в ЗИЛ, как и остальная продукция завода) и более компактных 85-литровых («Саратов»). За основу был взят американский образец, но его основательно переработали. Холодильники ЗИЛ называли «неубиваемыми», они до сих пор исправно служат кое-где на дачах.
В 1951 году на ЗИЛе приступают к производству велосипедов — выпускали мужской дорожный велосипед В-110 «Прогресс», разработанный на Харьковском велозаводе. Этот велосипед стал одним из самых массовых в СССР, его делали практически на всех велозаводах страны, а также еще на одном автомобильном предприятии — ГАЗе.
ЗИС-150
«Синяя птица» и другая спецтехника
Известен и знаменит ЗИЛ не только гражданской техникой. В 1954 году там создается Специальное конструкторское бюро, которое начинает заниматься разработкой полноприводных автомобилей повышенной проходимости для армии, спасателей, геологов. Возглавил его Виталий Грачев.
Пожалуй, самым знаменитым детищем ЗИЛа на этом поприще стал поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», который изначально создавался по просьбе конструктора Сергея Королева. Необходимость в этом возникла после не совсем удачного приземления экипажа ракеты «Восход-2» — Павла Беляева и Алексея Леонова. Из-за отказа электроники они оказались не в степях Казахстана, как было запланировано, а в тайге. Подобраться к ним там не могла ни одна машина. Тогда Королев попросил создать такой автомобиль, который мог бы и проезжать по любому бездорожью зимой и летом, и переплывать реки и озера, и преодолевать болота.
В СКБ ЗИЛа Королев обратился не случайно: дело в том, что именно здесь разрабатывали системы доставки баллистических ракет на стартовые позиции. На разработку универсального и, без преувеличения говоря, уникального автомобиля ушло несколько лет. В итоге получился именно комплекс, состоящий из трех вездеходов: трехосный грузовой, шнекороторный и пассажирский. «Синей птицей» активно пользовались в МЧС, некоторые машины до сих пор на ходу.
Автомобиль ЗИЛ «Синяя птица» на учениях служб гражданской обороны. Фото: С. Субботин, 1994 год
Завод имени Лихачева
В 1956 году умирает директор ЗИСа Иван Лихачев, и завод называют его именем — ЗИЛ, вся продукция предприятия также переименовывается. Примечательных моделей на Заводе имени Лихачева было достаточно, но, если выбирать один знаковый автомобиль, то это грузовик ЗИЛ-130, производить который начали в 1963 году. Это была не доработка, а именно новая машина, для выпуска которой потребовалось обновить и оборудование на заводе.
Автомобиль получил доработанный двигатель мощностью 150 лошадиных сил, рулевое управление с гидроусилителем и пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами. Еще одной особенностью этой машины стала расцветка кабины — вместо привычного для советских грузовиков хаки использовали небесно-голубой с передней белой вставкой, хотя были ЗИЛ-130 и традиционной расцветки.
ЗИЛ-130 — самый массовый отечественный грузовик, только в Москве их собрали почти 3,5 миллиона штук, однако этим дело не ограничивалось, производство велось и на других заводах в различных городах СССР. Более того, его разработка началась еще при Сталине — в 1953 году, а последние модификации в Новоуральске выпускали уже при Владимире Путине в 2010-х годах. Этот грузовик использовали и в армии, и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, на его базе делали автомобили различных аварийных служб, в том числе пожарные машины.
Работники завода встречают миллионный ЗИЛ-130. Фото: А. Князев, 1974 год
Город в городе
Завод имени Лихачева — это не только конвейер и автомобили. Фактически ЗИЛ был «городом в городе» со своими поликлиниками, детскими садами, магазинами, культурными и спортивными центрами, санаториями.
В советские годы славился Дом культуры ЗИЛа и его театральная студия, там начинали свою актерскую карьеру Василий Лановой и Вера Васильева, а Светлана Крючкова вообще работала на конвейере после того, как не поступила с первого раза в школу-студию МХАТ. В ДК ЗИЛ проходили встречи со знаменитыми футболистами и космонавтами, здесь выступал с концертом Владимир Высоцкий, сюда приезжали кубинский лидер Фидель Кастро и французский писатель Ромен Роллан. Наконец, само здание ДК было построено в стиле конструктивизм и привлекало внимание кинорежиссеров. Именно здесь, например, снимали некоторые сцены фильма «Чародеи».
Еще одна важная история, которую нельзя не упомянуть, рассказывая о ЗИЛе, — футбольный клуб этого завода — «Торпедо». Именно за него играл один из лучших советских футболистов за всю историю страны, Эдуард Стрельцов.
Здание завода. Фото: Ю. Андрианов, 1971 год
Закат и конец знаменитого завода
В 1964 году с конвейера массовыми партиями сходил ЗИЛ-130, но на заводе задумались о новой перспективной модели — бескапотном грузовике. КБ взялось за разработку такого автомобиля, пилотные образцы даже успели успешно пройти испытания, когда руководство страны обязало ЗИЛ передать все документы на грузовик в Набережные Челны на завод КамАЗ, где и начали выпускать бескапотник в 1976 году. Более того, коллектив ЗИЛа еще несколько лет помогал челнинцам в разработке модификаций модели, а также занимался обучением сотрудников нового предприятия. И если для КамАЗа это был очень хороший старт, то для ЗИЛа это стало началом конца. Лишившийся перспективной новой модели, ЗИЛ вернулся к замороженному старому проекту грузовика с дизельным двигателем, однако силовую установку пришлось разрабатывать самим, а такого опыта у завода не было. В итоге подготовка к выпуску новой модели растянулась на годы, массово с конвейера ее начали выпускать фактически в конце 1980-х.
Распад СССР и переход на рыночную экономику нанесли сокрушительный удар по ЗИЛу, который, как и многие другие советские предприятия, не был готов к новой экономической модели существования. Заводу удалось выпустить еще одну модель, которая стала довольно успешной — трехтонный ЗИЛ-5301 «Бычок», однако она стала последней разработкой автомобильного гиганта, которая массово производилась, и не спасла предприятие от банкротства. Вплоть до начала 2010-х годов периодически высказывались предложения, как можно было бы спасти завод или хотя бы его часть, однако ни одно из них не было реализовано. В 2013 году было объявлено, что цеха на территории завода подлежат сносу, а на их месте появится коммерческая жилая застройка.