К светлому будущему — с «Динамо»

К светлому будущему — с «Динамо», фото

История завода «Динамо»

История флагмана советского электромашиностроения — завода «Динамо», расположенного на территории современного Даниловского района, — восходит к идее электрификации мира, высказанной в конце XIX столетия и обещавшей человечеству повсеместный и всеобъемлющий комфорт. Бельгийские, немецкие, американские и английские компании и общества ринулись в Россию с намерением привнести в жизнь аборигенов всевозможные удобства, а себе обеспечить немалые доходы.

Начало

Устав бельгийского Compagnie Centrale d’Electricite de Moscou со штаб-квартирой в бельгийском Льеже был утвержден российским императором в 1896 году. Год спустя на окраине Москвы у Симонова монастыря общество построило собственный завод, без которого было невозможно брать новые подряды и обслуживать электростанции в Ростове-на-Дону, Москве, Екатеринославле и Екатеринбурге. В 1906 году московский завод вошел в империю американского инженера и предпринимателя Джорджа Вестингауза, владевшего по всему миру разветвленной сетью, и получил название «Электромеханический завод Русского электрического общества “Вестингауз”». А еще шесть лет спустя акционерное общество «Вестингауз» вместе с московским и петербургским заводами перешло к зарегистрированному в столице империи Николаем Глебовым Русскому электрическому обществу «Динамо».

К светлому будущему — с «Динамо»  фото

Николай Глебов (1864-1941) — удивительная фигура даже для России рубежа XIX–XX веков, богатого парадоксальными судьбами. Философ и изобретатель, крупный помещик и заводчик, политик и талантливый инженер, член Государственного совета и ЦК партии кадетов, он был личным другом князя Дмитрия Шаховского, энциклопедиста Николая Морозова и академика Владимира Вернадского, а кроме того — отцом замечательной ленинградской художницы Татьяны Глебовой. На досуге мастерил скрипки и старался отгадать секрет Страдивари. Скончался от голода в первую блокадную зиму в Ленинграде.

Начался расцвет предприятия. Электрооборудование «Динамо» стояло на императорских яхтах «Полярная звезда» и «Штандарт». Клиентами компании числились крупные предприятия Москвы и Петрограда, военное и морское ведомства, Главное артиллерийское управление, Горный департамент, а также городские управы во всех концах империи — от Владивостока до Варшавы, от Коканда до Иматры. Завод поставлял оборудование для электрических и водопроводных станций, телефонных сетей, сигнализации, городских электрических часов, лифтов, железных дорог и городских трамваев.

Росту производства способствовала начавшаяся мировая война и связанные с ней военные заказы. Предприятие имело филиалы, магазины и склады в Варшаве, Екатеринбурге, Екатеринославле, Киеве, Нижнем Новгороде, Харькове, других городах. В 1914 году началось строительство нового завода в Петрограде, из-за начавшейся войны переориентированного на выпуск мин и взрывателей.

К светлому будущему — с «Динамо»  фото

Электромашиностроительный завод «Динамо», 1930-е годы

Перелом

К 1917 году число рабочих на московском предприятии достигло трех тысяч человек, а к осени сократилось вдвое из-за объявленного летом локаута. Динамовцы, многие из которых входили в подпольную ячейку РСДРП, основанную на заводе еще в 1903 году, принимали участие в формировании отрядов Красной гвардии, а затем — в деятельности Советов и революционных комитетов. Сразу после революции установили на заводе рабочий контроль и активно привлекали ВЧК к борьбе с «саботажем и вредительством» буржуазных спецов, в частности, управляющего заводом швейцарца Федора Кубли. Его отказ уходить в отставку послужил поводом к национализации предприятия в 1919 году.

Между тем число работников в 1920 году уменьшилось до 600, не хватало материалов, топлива и опыта. Чтобы решить кадровую проблему, сюда на принудительные работы отправили польских военнопленных. 7 ноября 1921 году поднять энтузиазм заводских пролетариев пытался Ленин, выступавший на собрании рабочего коллектива. Но восстановить разрушенное производство помогло только введение нэпа и привлечение старых специалистов.

Главнаука, или Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями, была создана в 1921 году и просуществовала под разными именами до 1933 года. Занималась в числе прочего учетом, охраной и восстановлением памятников истории и архитектуры, развитием музейного дела и краеведческого движения.

Динамовцы охотно занимались непрофильной деятельностью: атеистической пропагандой, организацией быта рабочих, спортом и сельским хозяйством. В 1923 году по инициативе бывшего рабочего завода Леонида Недоли-Гончаренко, ставшего начальником политотдела войск ГПУ Московского округа, имя завода получило пролетарское спортивное общество ОГПУ. Начался выпуск заводской газеты «Мотор», после войны переименованной в «Кировец». В 1929 году рабочие завода основали в Волгоградской области совхоз под тем же названием. В расположенном недалеко от завода монастыре устроили общежитие и клуб. Вскоре, вопреки мнению Главнауки, препятствовавшей сносу исторических памятников, Симонов монастырь был разрушен ради расширения заводской территории и строительства нового Дворца культуры.

В начале 1930-х была запущена программа реорганизации быта рабочих «Динамо». По проекту Сергея Панина возвели баню-купальню с бассейном, душевыми, парикмахерскими и врачебными кабинетами; построили фабрику-кухню на улице Ленинская Слобода с залом диетпитания и открытой террасой. Появился рабочий поселок Динамо и фабрично-заводское училище, по некоторым сведениям, первое в стране.

К светлому будущему — с «Динамо»  фото

Завод «Динамо» имени Кирова в Москве. Сборка электровоза. Фото: Б. Иваницкий, 1930-е годы

Прорыв

Все вместе дало результат. К началу 1930-х производство было налажено и расширено, выросли новые корпуса. С 1932 года завод первым в СССР начал выпускать тяговые двигатели ДПЭ-340 для электровозов. В ноябре того же года за ворота вышел первый советский электровоз ВЛ19 (ВЛ — Владимир Ленин). В его создании принимали участие специалисты «шарашки» — группа осужденных инженеров и конструкторов. В 1933 году на улицах городов появились первые советские троллейбусы ЛК-1 (ЛК — Лазарь Каганович), в создании которых принимали участие специалисты «Динамо». В 1934–1935 годах на заводе разрабатывались и производились электромоторы подвижного состава первого в стране Московского метрополитена. После убийства в Ленинграде Сергея Кирова завод в 1935 году получил имя лидера ленинградских коммунистов.

В годы Великой Отечественной войны несколько цехов завода были эвакуированы в Миасс, Челябинск, Свердловск (Екатеринбург) и Молотов (Пермь). На сохранившемся в Москве производстве, закамуфлированном под деревню, выпускали минометы и снаряды, ремонтировали танки. Долгое время завод удерживал Красное знамя Государственного Комитета Обороны, присуждавшееся лучшим оборонным предприятиям столицы.

К светлому будущему — с «Динамо»  фото

В сборочном цеху «Динамо». Фото: Р. Алфимов, 1976 год

В первые послевоенные годы «Динамо», которому были переданы оборудование и техническая документация ряда крупных электротехнических фирм Германии, активно участвовало в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, в частности, ДнепроГЭС. За эту работу и героический труд в годы войны завод был награжден орденом Ленина (1943) и орденом Трудового Красного Знамени (1947).

Со временем значительно расширился ассортимент выпускавшейся на «Динамо» продукции. При заводе появилось бюро проектирования морского электрооборудования. В 1960 году на базе Бюро исследований, открытого в середине 1920-х, возник Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового машиностроения (ВНИПТИ «Динамо»). Завод стал флагманом отечественного электромашиностроения. Число работников с 1960 до 1970 года выросло в два с половиной раза и достигло 30 000 человек. Более чем в два раза вырос объем продукции, более половины которой выпускалось со знаком качества. На предприятии действовало более 100 конвейерных и поточных линий.

Казалось, ничто не предвещало печального финала. Даже в 2000-е годы завод продолжал производить оборудование для электротранспорта. Но в 2009 году производство окончательно прекратилось, машиностроение уступило торговле и строительному бизнесу, а территория завода со временем отошла под более рентабельные проекты.

Читайте также

Фильтр