Длина маршрута — 2,5 км, или 3,5 тыс. шагов.
Фрагмент застройки Полянского торга, 1987 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Начнем прогулку с осмотра (1) здания конца XVIII века, расположенного по адресу: ул. Большая Полянка, д. 26, стр. 1. Является фрагментом застройки Полянского рынка, о котором мы говорили в нашем недавнем материале.
Здание Гостиного двора. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (2) комплекса Гостиного двора, представляющего собой правильное каре — замкнутую систему корпусов вокруг прямоугольного внутреннего двора. Оно формировалось в несколько этапов в XVII–XIX веках, переживая пожары и перестройки.
Местный Гостиный двор был вспомогательным комплексом для соседнего Полянского рынка, а также предлагал места для размещения крестьян, мещан, рабочих и мелких торговцев. После событий 1917 года дом был национализирован и передан под коммунальные квартиры.
Дом Четвериковых, конец 1970-х годов. Фото: Guaglione / pastvu.com
(3) Дом Четвериковых на Малой Якиманке начинает свою историю со второй половины XVIII века, стены первого дома на этом месте позже были встроены в новое здание.
Перестраивал особняк уже в XIX веке купец Иван Четвериков, а в конце этого же века следующий владелец, купец Николай Сушкин, обогатил фасад декоративными элементами. В начале XXI века здание отреставрировали.
Сейчас дом занимает НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, а одно из его помещений отдано под кабинет директора больницы Леонида Рошаля.
Иверский храм, конец 1970-х годов. Фото: Glover / pastvu.com
Далее пройдем до (4) храма Иверской иконы Божией Матери, построенного на рубеже XIX и XX веков при основанной в 1894 году Иверской общине сестер милосердия. Она была создана под эгидой Российского Красного Креста. Сейчас помещения бывшей общины занимает все то же НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Автором проекта в русско-византийском стиле выступил архитектор Сергей Родионов. Храм выполнен в традициях владимиро-суздальского зодчества, характерными чертами которого являются аркатурно-колончатые пояса и килевидные завершения порталов.
В советское время храм был закрыт и использовался под склад, тогда же и была разрушена колокольня-звонница. Возвращен Русской православной церкви в 1992 году, почти сразу же здесь возобновились богослужения.
Памятник Георгию Димитрову. Фото: К. Спасский
Над Якиманским сквером возвышается (5) памятник политическому деятелю Георгию Димитрову, которого часто называют «болгарским Лениным». До 1999 года в Софии даже существовал мавзолей, аналогичный ленинскому, куда был помещен мумифицированный Димитров.
Сам памятник был установлен в 1972 году, скульпторами выступили Константин Михайлович и Мераб Константинович Мерабишвили, архитектором — Алексей Гвоздев.
Клубный дом Moncher. Фото: К. Спасский
По соседству расположен (6) клубный дом Moncher 2011–2015 годов постройки, к созданию которого приложил руку известный французский дизайнер и декоратор Жак Гранж.
Фасады здания явно вдохновлены ранним модерном.
Детская музыкальная школа имени Р. М. Глиэра. Фото: К. Спасский
(7) Детская музыкальная школа им. Р. М. Глиэра расположена в здании начала XX века, построенного для 2-го Московского городского казенного училища по проекту архитектора Александра Никифорова.
В 1933 года здесь обосновалась музыкальная школа, в которой преподавали артисты оркестра Большого театра СССР и Московской консерватории.
С 1993 года школа носит имя композитора, дирижера и педагога Рейнгольда Морицевича Глиэра. Он был единственным отечественным композитором, трижды награжденным самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени Михаила Глинки, и самой престижной схожей премией советского периода — Сталинской.
Мурал «Имена пропавших детей». Фото: К. Спасский
На брандмауэре дома, расположенного по адресу: ул. Большая Якиманка, д. 35, стр. 1, можно увидеть (8) мурал стрит-арт-художника Покраса Лампаса с именами около 400 пропавших без вести детей. Эта работа была создана при участии поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и приурочена к Международному дню пропавших детей.
Так объяснял сам художник идею своего творения: «Эти имена будто написаны мелом на большой доске, и могут быть легко стерты из списка пропавших».
Дом купца Игумнова, начало XX века. Фото: DoniBrasko / pastvu.com
Наверное, самое заметное сооружение Большой Якиманки — (9) дом ярославского купца Игумнова. Был построен в 1895 году в неорусском стиле по проекту архитектора Николая Поздеева, который в 1883–1892 годах был городским (то есть главным) архитектором Ярославля.
По замыслу автора, сооружение передает обобщенный образ боярского терема. В декоре можно обнаружить множество отсылок к ярославским храмам. Кирпич выписывался из Голландии, многоцветные изразцы были заказаны на знаменитом заводе Матвея Кузнецова.
Николай умер в 1893 году, поэтому достраивать здание пришлось его брату Ивану.
Интересно, что тогда эта местность, мягко говоря, не считалась престижной, но строительство такого роскошного особняка именно в этом месте Игумнов объяснял для себя необходимостью не отрываться от провинции и ее духа.
В советское время здесь располагались клуб фабрики «Гознак», первый в СССР Институт переливания крови, Институт мозга.
Как обычно бывает в таких случаях, дом активно критиковался многими современниками за массивность и эклектичность. Часто встречался в городских мифах и легендах тех времен.
С 1938 года дом Игумнова находится в распоряжении французского посольства. С 1979 года он является официальной резиденцией послов Франции.
Здание посольства Франции, 2010 год. Фото: Lemezza / wikipedia.org
Само посольство сейчас расположено в соседнем (10) модернистском здании 1978 года постройки.
Далее пройдем до комплекса из трех административных зданий в стиле советского модернизма.
Комплекс модернистских зданий после постройки, 1981 год. Фото: Robokop / pastvu.com
Это (11) здание Министерства внутренних дел 1981 года постройки, (12) здание Министерства юстиции того же года и (13) здание Банка России, построенное в 1978 году. К комплексу приложили руку архитекторы Ю. Р. Рабаев, Д. И. Бурдин, В. Вельская и В. Яковлев.
Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (14) храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади, построенного в 1999–2000 годах.
Сооружен в память об одноименном храме, известном с первой половины XVII века. В 1882 году он был перестроен в честь победы России в очередной войне с Турцией.
С 1922 года был закрыт, приняв в своих стенах сначала Горный музей, а позже кинотеатр «Авангард».
Храм Казанской иконы Божией Матери, 1917 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Считается, что в 1972 году его снесли к официальному визиту президента США Ричарда Никсона в СССР.
На месте старого храма сейчас расположено здание Министерства внутренних дел, а новый храм, соединяя историю с современностью, ставит своей миссией сохранять вечную память о сотрудниках министерства, павших при исполнении своего служебного долга.
Кирилл Спасский