Покоритель арктического неба

Покоритель арктического неба, фото

Михаил Сергеевич Бабушкин, полярный летчик

История Михаила Сергеевича Бабушкина, чье имя носит улица в Лосиноостровском районе, похожа на сюжет кино. Выходец из многодетной крестьянской семьи и мечтать не мог, что станет большим человеком, будет управлять «железной птицей» и спасать людей в арктических водах. Однако после революции и Гражданской войны в России установился новый мир, в котором нашлось место способному пареньку не благородного происхождения.

Покоритель арктического неба  фото

От сохи — в пилоты

В 1893 году в семье лесного сторожа родился мальчик, которого назвали Мишей. Жили они в то время в 18 километрах от Москвы, в деревне Бордино. Позднее семья переехала в поселок Лосиноостровский. Сегодня его территория — часть Москвы, охватывающая несколько районов: Бабушкинский, Свиблово, Лосиноостровский и Ярославский.

В школе Михаил провел всего три года — надо было помогать родителям кормить большую семью. Но куда податься? Только в так называемые ученики — мальчики на побегушках. Однажды Бабушкину повезло познакомиться с инженером, который устроил смышленого парня на Северную железную дорогу в телефонно-телеграфные мастерские. Работа хотя и была поинтереснее, но перспектив особых не сулила. Тогда Михаил записался на курсы и начал с усердием изучать двигатель внутреннего сгорания.

В следующий раз Бабушкину улыбнулась удача, когда он встретил представителя иностранной фирмы — поставщика двигателей «Бенц». Михаил должен был ездить по стране и устанавливать их. Такая работа обещала немалые заработки. Но началась война. К тому времени Бабушкин уже мечтал об авиации. Как-то раз он даже попытался устроиться на Ходынке механиком — самолеты ремонтировать. Но его тогда только обсмеяли. Теперь же, во время призыва, Михаил попросился в воздушную часть.

Несмотря на отсутствие опыта, 17-летнего парня отправили в Гатчинскую военную авиационную школу. Выпускников первых военных месяцев оставляли при школе в качестве педагогов — инструкторов не хватало, а солдат на обучение присылали много. С этого момента и до конца жизни судьба Бабушкина неразрывно связана с авиацией. После Гражданской войны Бабушкин планировал продолжить работу инструктором. Его уже было определили в Борисоглебскую летную школу, но пришел приказ о демобилизации. Михаил Сергеевич стал летчиком Гражданского воздушного флота.

Покоритель арктического неба  фото

Знакомство с севером

Во второй половине 1920-х годов перед авиацией стояла задача освоить воздушное пространство Арктики. Совторгфлот занялся организацией воздушной разведки гренландского тюленя для судов зверобойной экспедиции. Бабушкина направили на север. Тяжело было работать — и не только из-за суровой погоды, но и из-за суеверий поморов, считавших пилотов и капитанов промысловых кораблей чертями. Конечно, со временем, после многократных удачных вылетов — и для спасения зверобоев на отколовшейся льдине, и для разведки залежки тюленя, отношение менялось.

Бабушкин летит на помощь

Десятки людей обязаны Михаилу Бабушкину жизнью. Благодаря ему несколько спасательных операций закончились благополучно.

Так, в конце мая 1928 года потерпел крушение дирижабль «Италия» Умберто Нобиле. Чтобы спасти экипаж, Бабушкину пришлось сесть на дрейфующую льдину, что летом считалось невозможным — лед слишком хрупкий. Михаил Сергеевич же, чей самолет был поставлен на лыжи, совершил 15 посадок.

Через пять лет Бабушкин участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». Судно вышло из Мурманска летом 1933 года с задачей пройти за одну навигацию Северный морской путь. На борту был небольшой самолет, для управления которым пригласили Михаила Бабушкина. Он совершал разведывательные полеты и направлял пароход.

Когда до цели экспедиции оставались считаные мили (пароход в начале ноября вошел в Берингов пролив), судно увлекло в Чукотское море. В середине февраля челюскинцы — 104 человека — высадились на лед. Только через три недели к ним смог добраться первый самолет, который спас 10 женщин и двоих детей. Из-за погодных условий полеты возобновили только в апреле. За участие в спасательной операции Михаил Бабушкин награжден орденом Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза Бабушкин получил за первую в мире посадку самолета на Северном полюсе. Совершил он ее вместе с пилотом М. В. Водопьяновым 21 мая 1937 года. Тогда летчики доставили участников экспедиции на дрейфующую научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-1».

Покоритель арктического неба  фото

Последний полет

«Он был под два метра, богатырь. Правда, выглядел старше своих лет — жизнь была непростая, да и летал он на севере, в суровом климате», — вспоминает его внучка Елена. Своего деда она знает только по фото и рассказам родственников, самого его она никогда не видела, ведь родилась уже после трагической гибели Михаила Сергеевича.

Бабушкин на этот раз оказался в необычной для себя роли — не пилота, а пассажира. Незадолго до вылета он сломал ногу и потому не мог управлять самолетом. Его внучка Елена рассказывает: «Он всегда говорил бабушке — не бойся, Маша, пока я за штурвалом, ничего плохого со мной не может случиться, самолет я посажу в любой ситуации».

В 1937 году пропал самолет Сигизмунда Леваневского, совершавшего перелет с Северного полюса на Аляску. Михаила Бабушкина направили на поиски экипажа. Они продолжались несколько месяцев, но безуспешно. В мае 1938 года Бабушкина отозвали в Москву. Накануне вылета он и сломал ногу, а управлять тяжелым бомбардировщиком ТБ-3 с такой травмой невозможно.

При взлете загорелся двигатель, и садиться решили на воду в Северную Двину. Приводнение получилось жестким, Михаил Сергеевич сломал ребра. На борту был матрос, который помог людям доплыть до берега. Бабушкин же, хотя и с травмами, оставался до последнего в самолете — как капитан, он не мог покинуть судно.

Когда на борту оставались уже лишь Бабушкин и доктор, казалось, что спасение близко. Но доктор не умел плавать, запаниковал, стал цепляться за матроса, и они утонули. Чудом Бабушкин выбрался из тонущего самолета. Спустя какое-то время ниже по течению его вытащили местные рыбаки — те самые поморы, которым Михаил Сергеевич не раз приходил на помощь. Рыбаки, не зная о переломанных ребрах, стали делать искусственное дыхание и массаж сердца. Ребро порвало легкое, и Бабушкин скончался. Это произошло 18 мая 1938 года. Знаменитому летчику было всего 44 года.

Сыновья Михаила Сергеевича тоже стали летчиками — они погибли в годы Великой Отечественной войны. 

Читайте также

Фильтр