Подземными и надземными путями

Подземными и надземными путями, фото

Станция метро «ВДНХ»

Близ некогда великолепных владений графа Шереметева — дворца и театра — через два столетия был построен подземный дворец, метро «ВДНХ». А вскоре прямо над землёй в Останкинском районе пустили чудо-дорогу — единственный во всей Москве монорельс.

«ВДНХ»

Дата открытия: 1 мая 1958 года
Прежнее название:
«ВСХВ» (до 1959 года)
Проекты переименования:
«Выставочная» (1991 год), «Ростокино» (1992 год), «Космическая» (2008 год)
Архитекторы:
И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, И. Г. Гохарь-Хармандарян, Ю. А. Черепанов
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (53,5 м)

«Перронный зал должны были обрамлять арки с орнаментом зелёной с золотом флорентийской мозаики, работу над которой начал В. А. Фаворский. Но этому не суждено было воплотиться в жизнь. Художественное оформление запретили, распалубки покрасили масляной краской. Я избегаю бывать там»,— слишком печальной оказалась эта история для автора проекта, архитектора Надежды Быковой.

Дубовыми листьями, перевитыми коричневой лентой на изумрудном фоне, Владимир Фаворский всё же успел украсить один из межпилонных подковообразных арочных проёмов.

Остаётся догадываться, для какого именно, ибо нарядную мозаику (по тем временам уже «архитектурное излишество») поспешно скрыли под слоями масла. Каким мог быть её рисунок, судить приходится по лепному орнаменту из дубовых листьев, сохранившемуся в обрамлении арки выхода к эскалатору. Штукатурка и белый мрамор с серыми прожилками ещё окаймляют стены центрального зала, а перрону уже отмерена лишь жёлтая кафельная плитка. Интерьер, однако, оживлён растительными мотивами литых решёток на окружностях вентиляционных отверстий, смахивающих на книжные заставки, кои с таким мастерством исполнял виртуозный график Фаворский.

Мраморные скамьи и щедрый развес шестирожковых хрустальных люстр напоминает о том, какие в своё время водились традиции в подземных метродворцах.

Открывшаяся в 1958 году станция отвечала названию находящейся рядом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки («ВСХВ») и одновременно с ней была переименована в «ВДНХ» (Выставка достижений народного хозяйства). В 1997 году, когда южный вестибюль украсили панно в стиле гжельской майолики под названием «Ярмарка в Замоскворечье» (художники М. В. Подгорная, А. В. Царегородцев), «ВДНХ» и на самом деле довелось превратиться в одну большую ярмарку с торговыми ларьками и шашлычными.

Подземными и надземными путями  фото

Московский монорельс

Поднятый на определённую высоту и способный преодолевать крутые вертикальные склоны, этот вид эстакадного транспорта, в отличие от традиционной железной дороги, представляет собой поезд, движущийся по единственному несущему рельсу.

«Дорога на столбах», построенная изобретателем Иваном Кирилловичем Эльмановым в его родном подмосковном селе Мячково, в 1820 году стала первым монорельсом не только в России, но и во всём мире. Работал он на конной тяге.

Однако идеи носятся в воздухе, и уже через год англичанин Генри Робинсон Пальмер, понятия не имевший о том, что произошло в Мячкове, запатентовал то же изобретение. Это был монорельс, нашедший применение в перевозке грузов на военно-морской верфи. Пассажирский же монорельс, наконец, открылся 25 июня 1825 года.

В России, а именно в Гатчине под Санкт-Петербургом, в 1900 году инженер Ипполит Романов спроектировал первую электрифицированную монорельсовую дорогу.

Полёты над городом с помощью монорельса, способные решить проблему пробок, прогнозировали смелые футурологи в 1914 году, когда знаменитое кондитерское товарищество «Эйнем» выпустило серию почтовых открыток «Москва будущего». Воздушный транспорт, прообраз монорельса и подвесных канатных дорог, будет двигаться, как обещали те открытки, «с быстротою телеграмм».

Монорельсовые дороги с механической тягой в России внедряли в 1930-е годы преимущественно для перевозки тяжёлых грузов в районах сильно пересечённой местности. В 1933 году монорельс появился и в Москве, которая уже переживала трамвайный коллапс. В ЦПКиО им М. Горького воспроизвели миниатюрный монорельс с пассажирским вагоном длиной 2,5 м— аэропоезда Вальднера. Через два года эстакаду соорудили уже в натуральную величину у платформы Северянин Ярославского направления. Но в 1936 году внезапно все работы были прекращены. В 1967 году уже другой подвесной путь должен был следовать от метро «Автозаводская» до железнодорожной станции Коломенская. То была очередная попытка внедрить традицию монорельса в столице, успехом, увы, не увенчавшаяся. Проект канул в Лету.

Чтобы монорельс стал, наконец, полноценным видом городского транспорта, должно было пройти ещё без малого сорок лет. Единственная линия монорельсовой дороги была запущена на северо-востоке Москвы 20 ноября 2004 года как административная часть метрополитена.

Ещё в 1998 году премьер правительства Москвы Юрий Михайлович Лужков подписал распоряжение «О проектировании и строительстве новых видов скоростного транспорта в Москве». Управлению транспорта и связи совместно с ГП «Московский институт теплотехники» и Москомархитектурой поступило задание разработать предложение по созданию участка монорельсовой дороги.

Одна из задач строительства монорельса была политическая: Москва готовилась принять у себя международную выставку «ЭКСПО-2010», что тоже не сложилось. Выставка в итоге прошла в Шанхае.

Была построена тестовая трасса, экспериментально-испытательный монорельсовый комплекс, закуплен состав фирмы Intamin, проведены ходовые испытания, установлено сто шестьдесят семь опор по всей трассе, и уложены сваренные между собой рельсы. Маршрут стартовал от метро «Тимирязевская», шёл мимо улицы Фонвизина, пересекал Октябрьскую железную дорогу, вёл по улице Академика Королёва мимо телецентра и, наконец, подходил ко входу Выставки достижений народного хозяйства (тогда ВВЦ) близ одноимённой станции метро Калужско-Рижской линии, а далее финишировал на улице Эйзенштейна и в депо им. Баумана. Имелись планы дотянуть монорельс до метро «Ботанический сад», но бюджет был сокращён.

«Тимирязевская»

Станция располагает одной островной платформой и, как конечная, круговой петлёй, дающей возможность оборота состава. Со станции можно выйти к одноимённой железнодорожной платформе Савёловского направления, метро, улицам Яблочкова и Фонвизина, Дмитровскому шоссе.

«Улица Милашенкова»

Станция названа, как и улица, в честь Сергея Васильевича Милашенкова, Героя Советского Союза, лётчика-штурмовика, погибшего во время боевого задания. Линия монорельса пересекает эту улицу.

Станционная платформа островного типа длиной 75 м имеет S-образный изгиб и является единственной расположенной не на прямом участке трассы. Наземный переход ведёт к метро «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии.

«Телецентр»

Островная платформа расположена между Останкинским прудом и главным входом в телецентр на улице Академика Королёва. Пассажиры спускаются к выходу по трём эскалаторам. Пятнадцать минут пешком, и они уже у железнодорожной станции Останкино Октябрьского направления.

«Улица Академика Королёва»

Единственная из всех на трассе, «Улица Академика Королёва» имеет две боковые платформы. Выход из двухэтажного павильона станции осуществляется на одноимённую улицу Академика Королёва. 

«Выставочный центр»

Прямо у монумента «Покорителям космоса» находится островная платформа. Наземный переход от «Выставочного центра» ведёт на станцию метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии. 

«Улица Сергея Эйзенштейна»

Конечная станция с островной платформой должна была носить гордое название Экспоцентр, но обстоятельства распорядились иначе. Монорельс, пересекая улицу, названную в честь легендарного кинорежиссёра, её имя и получил. Трасса входит на территорию депо, где путь завершается.

После открытия части Люблинско-Дмитровской линии метрополитена и МЦК московский монорельс перестал служить городским транспортом и был переведён в экскурсионный режим.

Читайте также

Фильтр