По следам Булгакова

По следам Булгакова, фото

Патриаршие пруды

Патриаршие пруды украсили территорию Пресненского района ещё в XVII веке. Издавна здесь ловили рыбу и устраивали забавы. Но по-настоящему известно это место по произведениям Булгакова. Особые любители до сих пор ждут, что вечером на Патриарших прудах будет интересная история.

Патриаршие пруды

Не надо долго вглядываться в карту, чтобы понять, что пруд на самом деле один. Так же легко догадаться, что их было несколько, а в какой-то момент — три. Иначе откуда бы взяться Трёхпрудному переулку? Там недалеко ещё и Козихинский — он тоже на что-то намекает. Да и вообще, патриаршее подворье, на котором изначально располагались эти три пруда для разведения рыбы, — это не начало истории, а продолжение.

Вначале, как указывают многие источники, тут находилось Козье болото, заболоченная местность со множеством ключей и ручьёв. Были ли козы — вопрос открытый. Возможно, существовала «бронная слобода» по берегам рек, где жили кузнецы и делали «броню» — доспехи. Ручей Черторый тёк на юг в сторону Остоженки, а Кабанка и Бубна — на юго-запад к Пресне. Пруды в Московском зоопарке и сейчас питаются их водами. Патриаршее подворье на Козьем болоте было устроено в XVII веке. Патриарх Гермоген отстроил здесь слободу, в которую помимо жилых палат входили церковь Ермолая Священномученика и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, — оттуда и переулки Ермолаевский и Спиридоньевский.

В 80-е годы XVII века патриарх Иоаким повелел осушить болота и устроить пруды для разведения рыбы. По некоторым данным, в Пресненских прудах была рыба дорогая, а на Козьем болоте — попроще. Петр I упразднил патриаршество в 1721 году, и подворье пришло в запустение. До войны 1812 года места это были глухие и никому особо не нужные. Рыбу уже не разводили, а пруды потихоньку превращались в болото. Во время Отечественной войны 1812 года почти все постройки вокруг сгорели, а через какое-то время и пруды пришли в полное запустение.

«Вдруг сани  остановились… Налево от него виднелось большое для города пустое, занесённое снегом место и несколько голых деревьев… «Что, мы за городом? — спросил он у кучера. — Никак нет, евто Патриарши пруды, коли изволите знать, что подле Козихи».

Л. Н. Толстой «Святочная ночь» 

Согласно плану послевоенной реконструкции под руководством Осипа Бове эти места должны были стать современными городскими бульварами. Два пруда засыпали, оставив один — декоративный, озаботились облицовкой и посадкой деревьев вокруг. С тех пор про Козье болото в официальных документах не упоминалось, зато новый бульвар стал называться Бульваром Патриаршего пруда. Окружающие участки земли отдали под застройку, но уже тогда фасадную часть утверждала городская градостроительная комиссия. Участки распределяла комиссия под руководством поэта и государственного деятеля Ивана Дмитриева, который и сам вскоре поселился в этих местах. И весь цвет тогдашней литературы, включая Жуковского и Пушкина, бывал в усадьбе с видом на Патриарший пруд.

По следам Булгакова  фото

Ледовый каток на Патриарших прудах, 1900 год

Вокруг пруда, который все называли «пруды», кипела жизнь. Летом катались на лодках, гуляли вокруг, а зимой катались на коньках (примерно с 1870-х годов). Это туда Толстой отправляет Лёвина искать Кити, а сам граф водил кататься на пруд своих детей. Вообще, литература давно любит этот район. Здесь или на ближайших улицах и переулках живёт множество знаменитостей и литературных персонажей. Даже Волька из «Старика Хоттабыча» переехал в новый дом (в одной из редакций сказки) из Трёхпрудного переулка. Неудивительно — говорят, и автор, Лазарь Лагин, жил в этих местах. Здесь ещё в деревянном одноэтажном доме жила семья Марины Цветаевой, здесь она и родилась: 

«Это было в доме старом, доме чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трёхпрудном,
Превратившийся теперь в стихи».

Деревянные дома в этом районе заменили «уродами в шесть этажей» ещё до революции. Сам Патриарший пруд тоже преобразовался: в 1924 году он стал Пионерским. (Большой и Малый Патриаршие переулки стали Пионерскими, правда, Большой ещё и побывал улицей Адама Мицкевича.) Михаил Булгаков — ещё один обитатель этих мест — и не думает называть пруд Пионерским. Когда бы ни был начат многострадальный роман, в двадцать восьмом году или раньше, герои встречаются с Воландом на Патриарших прудах. Булгакову эти места знакомы. Дом на Большой Садовой, 10 — совсем недалеко.

По следам Булгакова  фото

Булгаковский мир

Михаил Булгаков приехал в Москву в 1917-м к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому. Считается, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Окончательно в Москву Булгаков перебирается в 1921 г. Отсюда начинается отсчёт московских адресов писателя. Большую часть времени Михаил Афанасьевич жил в Хамовниках, по «медицинским адресам» — на Пироговских улицах и рядом.

Дом на Большой Садовой стал персонажем нескольких произведений. В «Мастере и Маргарите» автор даёт дому немыслимо длинный номер, но шифр довольно прозрачен. Большой пятиэтажный дом с двором-колодцем был возведён в 1902-1903 годах по проекту Эдмунда Юдицкого и Антонина Милкова в стиле модерн. Участок принадлежал табачному фабриканту Илье Давидовичу Пигиту, владельцу фабрики «Дукат». Сначала фабрикант хотел разместить здесь очередной корпус предприятия, но оказалось, что рядом с церковью Ермолая строить столь не богоугодное производство не полагалось. Тогда было решено возвести дорогой доходный дом. Семья фабриканта занимала одну из квартир, остальные сдавались в аренду весьма состоятельным людям: артистам, врачам, художникам и банкирам. Часть квартир занимали Московские высшие женские курсы, у художников здесь были мастерские в центральной дворовой части с большими окнами, во дворе до 1938 года находился фонтан. Разумеется, дом стал известен как дом Пигита, но, по некоторым данным, считался ещё и «чёртовым». Возможно, потому, что Пигит был караимом и корней своих не забывал — большую часть своего состояния завещал на поддержку караимов Российской империи.

После революции владелец эмигрировал, а дом был расселён и превращён в коммуну. Одни из первых коммуналок в Москве появились именно на Большой Садовой. В квартире № 38 в гостях у художника Георгия Якулова познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.

По следам Булгакова  фото

 

Эта квартира у Булгакова превратилась в «Зойкину квартиру». Жену художника звали Натальей, и по некоторым предположениям, именно она послужила прототипом Зойки; впрочем, есть и другие версии.

Булгаков жил в доме Пигита в двух квартирах: в 50-й и 34-й. Первая была по всем статьям «нехорошей». Вместе с писателем и его женой Татьяной Лаппа тут проживали шестнадцать жильцов. Как пишет Михаил Афанасьевич в дневнике двадцать третьего года: «Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».

Но писатель знал! В рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» действуют всё те кошмарные соседи по дому Пигита, которых писатель забыть не мог. Да и название созвучно реальному. Аннушка здесь тоже есть, и из-за неё случается пожар. По воспоминаниям жены писателя Татьяны Лаппа, «в основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У неё был сын, и она всё время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». Писатель переехал из квартиры 50 в 34, а затем и вовсе оставил дом на Большой Садовой, но «нехорошая квартира» и её жильцы появлялись во многих его произведениях. Оттуда и образ Швондера из «Собачьего сердца», и Аннушка, разлившая масло на Малой Бронной, и многие другие. Татьяна Лаппа, кстати, прожила в доме на Большой Садовой до 1942 года. В «Мастере и Маргарите» жильцы квартиры скорее похожи на более спокойную и интеллигентную 34-ю квартиру: опасаясь «уплотнения», её первоначальный владелец «уплотнился» сам, пустив жильцов довольно тихих, включая и Булгаковых. Комнат там было всего пять, в отличие от пятидесятой.

По следам Булгакова  фото

В Хамовниках на Большой Пироговской улице в 2018-м году был открыт московский памятник Михаилу Булгакову работы Георгия Франгуляна. На Патриарших памятник писателю тоже есть — то Иван Андреевич Крылов в окружении сцен из басен.

Помимо дома на Большой Садовой, 10 Патриаршие пруды окружали и другие места, где бывал Булгаков. В красивом доме на Малой Бронной, 32 жили друзья Булгакова и его жены — Крешковы. Именно в их квартире однажды, в самом начале двадцатых, по предложению Булгакова вызывали духов. Правда, сам писатель, сговорившись с женой, толкал её ногой под столом и нарочно мистифицировал хозяев. Подробности — в рассказе «Спиритический сеанс». Кстати, после выхода этого рассказа обидевшиеся Крешковы «раздружились» с Булгаковыми. В Козихинском переулке, 12 жил адвокат Владимир Коморский. Здесь Булгаков очень любил бывать, любил и саму квартиру — «не квартира, а бонбоньерка в три комнаты» — встречал здесь новый 1923-й год и посещал литературные собрания.

В 1924 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, вместе с которой некоторое время ещё жил в том же районе, на Большой Никитской, 46. Это здание было школой № 48 (усадьба Васильчиковых), куда в учительскую на время летних каникул их поселила сестра Булгакова, директор школы Надежда Земская. Удивительно, что, переехав из окрестностей Патриарших, писатель попал в Чистый переулок — нынешняя патриаршая резиденция находится сейчас именно там.

«Нехорошая квартира» превратилась в музей в 2007 г., когда жилых квартир здесь уже не существовало. Расселять дом на Садовой стали довольно давно — одно время он был центром нонконформистского искусства, свободные помещения занимали художники и музыканты. В 1983 г. в ту самую квартиру № 50 въехал проектный институт, одна из сотрудниц которого, вдохновившись историей места, попыталась создать импровизированную булгаковскую экспозицию. Так как многие публикации писателя в полном виде выходят уже к восьмидесятым годам, тогда же наступает булгаковский «бум», в 1990 году под руководством литературоведа Мариэтты Чудаковой создаётся фонд Булгакова, в 1989 г. на Патриарших прудах проводится первый булгаковский праздник. Идея установки памятника писателю именно здесь так и не была реализована. В конкурсе 1999 г. победил проект Александра Рукавишникова. А идея населить окрестности прудов персонажами писателя, включая и двенадцатиметровый примус, не вызвала восторга у горожан.

В последние годы благоустройством района Патриарших (имя вернулось в 1992 году) тоже занимались. Расширяли тротуары, чистили пруд, укрепляли берега и высаживали деревья. С 2012 года в том самом месте установлен «дорожный знак»: «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Сквер на пересечении Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков с 2015 года назван сквером Булгакова. Но и в те годы, когда пруд был запущен, а в доме на Большой Садовой ещё не организовали музей, одно название «Патриаршие пруды» будило в публике самые романтические и мистические чувства. 

Читайте также

Фильтр