«И все мечты сбываются у тех, кто здесь живет», — пел хор участников оперетты «Москва, Черемушки», написанной Дмитрием Шостаковичем. Жизнеутверждающий, радостный советский водевиль в конце 50-х годов ХХ столетия — ода хрущевкам и оттепели. «Чтобы все было как в лучшем высотном доме», — требует один из героев, переезжая в новый район Черемушки на юго-западе Москвы, где с 1958 года стали возводиться первые типовые дома, получившие легендарное название — «хрущевки».
Советский маэстро
Вклад композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975) в развитие музыки XX века, несомненно, огромен. Автор знаменитой 7-й «Ленинградской» симфонии, звучавшей во время блокады в его родном городе, оказал большое влияние на многих современников и будущее поколение музыкантов — приверженцев его музыкальной школы.
Профессор Шостакович преподавал в Ленинградской и Московской консерваториях. Ему, одному из первых среди музыкантов и композиторов, было присвоено звание Героя Социалистического Труда, несмотря на сложное отношение властей. В 1930-х Сталин писал, что музыка композитора непонятна для народа; в конце 40-х его обвиняли в «буржуазном формализме» и «декадентстве», а уже в 50-х Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР. В 1960-м знаменитый на весь мир музыкант вступил в партию и стал первым секретарем Союза композиторов РСФСР.
Шостакович трудился во многих музыкальных жанрах: его перу принадлежат несколько симфоний, концертов, квартетов, опер и балетов, писал он и камерную музыку, а также музыку для кинофильмов и театральных постановок.
Не обошел своим вниманием композитор и оперетту. Наравне с Тихоном Хренниковым, Дмитрием Кабалевским и Вано Мурадели Шостакович стал ярким представителем советской оперетты вместе со своим музыкальным творением «Москва, Черемушки».
Как Татьяна Шмыга примирила Шостаковича с опереттой
По воспоминаниям близкого друга Шостаковича профессора Исаака Давыдович Гликмана, российского литературоведа и театроведа, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории, Шостакович часто приходил в Московский театр оперетты на репетиции только что написанной им оперетты «Москва, Черемушки» на либретто Владимира Масса и Михаила Червинского. Это был декабрь 1958 года. Шостакович решил попробовать себя в легком жанре из уважения к тогдашнему дирижеру театра оперетты Григорию Столярову — с ним композитор сотрудничал в середине 30-х годов на постановке оперы «Катерина Измайлова». Столяров упрашивал Шостаковича обратить свой талант в сторону оперетты. Так появилась задорная музыкальная феерия «Москва, Черемушки» на тему, актуальную во все времена, — о квартирном вопросе. По сюжету влиятельный чиновник в угоду молодой жене Ваве стремится при помощи своего подчиненного, прохвоста управхоза, обойдя закон, присвоить квартиру, предназначенную для молодой работницы Лидочки и ее чудаковатого отца. В либретто переплетались истории еще нескольких героев: бойкой арматурщицы Люси, ее воздыхателя и молодого парня по имени Борис — балагура, остепенившегося под влиянием любви к Лидочке. Все они проложили тропу к торжеству справедливости и счастливому финалу оперетты.
Дирижировал премьерным спектаклем Григорий Столяров, а в главной роли блистала будущая прима советской оперетты Татьяна Шмыга. Сам маэстро критически отнесся к своему произведению. В письме к Гликману Шостакович называл свой опус «произведением скучным и бездарным», но восхищался талантом Шмыги. Публика приняла спектакль ровно, критики обратили внимание на «цитатность»: композитор такого высокого уровня мог бы создать уникальные лейтмотивы для своего произведения, недоумевали многие. Шостакович умудрился процитировать в оперетте самого себя: главная ария Лидочки построена на мелодии «Песни о встречном» («Нас утро встречает прохладой…»), сочиненной Шостаковичем в начале 1930-х. Также в оперетте звучали музыкальные темы из знаменитой песни «Бывали дни веселые» и популярной песенки «Цыпленок жареный».
Путь в кинематограф
Два года спустя после выхода оперетты на сцене Исаак Гликман предложил перенести «Москва, Черемушки» в кино. Гликман стал сценаристом, консультантом и редактором картины. Снимали лирическую музыкальную кинокомедию на студии «Ленфильм», поэтому роль только что отстроенного московского района Черемушки исполнял район Ленинграда (Санкт-Петербурга) Автово.
После поисков режиссера выбор пал на Герберта Морицевича Раппапорта — он уже снимал музыкальные фильмы и успел поработать даже в Голливуде, а на заре своей карьеры занимался музыкальным оформлением у великого немецкого режиссера Георга Пабста. Дирижировал записью фонограммы Николай Семенович Рабинович, которого считают одним из основоположников советской дирижерской школы.
На главную женскую роль Лидочки была приглашена балерина Мариинского театра Ольга Заботкина. Вокальную партию героини исполнила певица Зоя Рогозикова. А вот актеры Евгений Леонов в роли управхоза Барабашкина и Василий Меркурьев в роли начальника стройтреста свои вокальные номера исполняли сами. Причем Шостаковичу настолько понравилось комичное исполнение Леонова, что композитор попросил создателей картины не дублировать голос актера, а оставить в фильме оригинальное исполнение Евгения Павловича.
Главные мужские роли в комедии исполнили Владимир Васильев, Геннадий Бортников и Владимир Земляникин. Одну из вокальных мужских партий в фильме исполнил легендарный певец Эдуард Хиль.
Сам фильм полон вокально-танцевальных номеров: тут и задорная полька новоселов, и романтический вальс молодоженов, грезящих наяву о новом жилье. Гармонично вплелись в музыкальную канву картины внесюжетные музыкальные дуэты, которые связывали одну сцену с другой. Эти номера с искрометным юмором исполнили актеры вторых ролей Сергей Филиппов (Мылкин) и Константин Сорокин (Курочкин). В роли жены Курочкина снялась неподражаемая Рина Зеленая. Роль чудаковатого отца Лидочки исполнил известный актер Федор Никитин. Шостаковичу фильм, в отличие от театральной постановки, понравился: композитор публично одобрил и похвалил картину. Да и зрители приняли музыкальную кинокомедию на ура. Фильм вошел в десятку лидеров кинопроката 1963 года — его посмотрели почти 30 миллионов зрителей.
Сам Дмитрий Дмитриевич Шостакович к жанру оперетты больше не возвращался.
Со временем «Москву, Черемушки», оперетту в стиле советского мюзикла, поставили несколько европейских театров. А в 2006 году театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко первым в России поставил ее после долгого перерыва.