Крылья Победы

Крылья Победы, фото

Памятник штурмовикам из 995-го Измаильского ордена Кутузова авиационного полка

Памятник штурмовикам из 995-го Измаильского ордена Кутузова авиационного полка возведен во дворе школы № 1205 на улице Архитектора Власова в Черемушках. Именно здесь было традиционное место встречи бывших фронтовиков.

Капсулу на месте будущего памятника заложили еще в сентябре 1972 года. Этот месяц был выбран не случайно, так как именно в сентябре был день сбора ветеранов 995-го штурмового авиационного полка. Памятник создали по эскизам учащихся школы № 1205, его открытие состоялось 9 мая 1975 года, на 30-летие Победы. Монумент представляет собой стелу из гранита, в верхней части которой вырезано изображение самолета на фоне пятиконечной звезды. На вершине стелы — скульптурное изображение орла, расправившего крылья и приготовившегося взлететь. С 1972 года это было место встречи ветеранов Великой Отечественной войны летчиков 995-го штурмового полка.

За освобождение Измаила

995-й штурмовой авиационный полк был сформирован в марте 1943 года, входил в состав 306-й авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Он начинал боевые действия в битве на Курской дуге, принимал участие в освобождении Донбасса, битве за Днепр, освобождении Румынии, Молдавии, Болгарии, а также взятии Будапешта и Вены.

Одним из этапов Ясско-Кишиневской операции было форсирование Днестровского лимана 21-22 августа 1944 года. Среди задач, стоявших перед Советской армией в рамках этой операции, был прорыв к реке Дунай. Эти боевые действия проводились при активном участии авиации и 995-го штурмового авиационного полка в частности. Во время подхода советских войск к Измаилу группа штурмовиков капитана Анатолия Елдышева внесла свою лепту, не дав немецким колоннам, которые отступали к городу, войти в Измаил и занять оборонительные позиции.

Бывший начальник штаба 995-го штурмового полка Иван Дмитриенко так рассказывал об этих событиях: «Штурмуя на дорогах колонны фашистских танков и бронетранспортеров на подходе к Измаилу, командир эскадрильи капитан Елдышев со своей группой с бреющего полета нанес удар по колонне в самом узком месте дороги. В результате немецко-фашистские войска вынуждены были бросить пылающую технику. Наши танкисты подоспели вовремя. Капитан Елдышев обрадовался и в шутку передал по радио советским танкистам: “Принимайте по акту отвоевавшихся фашистов и добивайте их!”»

За вклад в освобождение Южной Бессарабии и за отличие в боях за освобождение города Измаила 995-й штурмовой авиационный полк был награжден орденом Кутузова 3-й степени и получил почетное наименование Измаильского. Всего летчики 995-го полка совершили около 4000 успешных боевых вылетов, весь личный состав был награжден различными медалями, в том числе «За победу над Германией», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», полку не раз высказывалась благодарность Верховным главнокомандующим. Особо прославились герои Советского Союза лейтенанты Николай Говорунов, Анатолий Грошев, Виктор Захаров, Сергей Конюхов, младший лейтенант Николай Непочалович и командир эскадрильи капитан Александр Иванович Чухарев, с которым школа № 1205 в Черемушках тесно сотрудничала на протяжении многих лет, вплоть до его смерти в 2007 году.

Штурмовая авиация

995-й авиационный полк относился к штурмовой авиации, то есть его главной задачей была поддержка наземных войск на поле боя. Экипажи также наносили удары по наземным объектам на территории противника, поражая с воздуха артиллерию, танки, авиацию на аэродромах, разрушали все виды транспорта и связи. Штурмовики действовали с бреющего полета и малых высот, применяя все виды оружия (от бомбовых ударов до пулеметно-пушечного огня). Боевые задачи штурмовики выполняли как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами авиации. Усилия штурмовой авиации в наступлении и обороне всегда сосредоточивались на решающем направлении. Именно штурмовики и бомбардировщики были главной ударной силой советских ВВС и даже, по мнению некоторых историков, оспаривали у артиллерии титул «бога войны».

Среднее количество боевых вылетов Ил-2, приходящихся на одну боевую потерю за годы войны, составило 53,5. Для сравнения: усредненная за период войны «живучесть» истребителей составила 104,5 боевых вылетов, а бомбардировщиков — 80.

Однако именно профессия летчика-штурмовика была одной из самых опасных, это отражается в двух показателях — количестве наград и количестве потерь. За годы войны больше всего звезд героев Советского Союза получили представители штурмовой авиации — 860, затем шли истребители — 836, бомбардировщики — 203. При этом регламент получения боевой награды менялся в течение войны. Если в 1941 году штурмовик мог быть удостоен ее всего за 30 успешных дневных боевых вылетов, то с 1943 года уже за 80 боевых вылетов и 10 сбитых самолетов противника. Объяснялось это тем, что в начале войны в небе господствовала немецкая авиация, и «боевая жизнь» летчика-штурмовика составляла в среднем 6-7 боевых вылетов, а иногда и меньше. К 1943 году ситуация изменилась, и инициативу взяли советские ВВС.

Крылья Победы  фото

Ил-2 в разрезе // Боевой порядок «круг»

«Летающий танк» или «Черная смерть»

На вооружении у 995-го полка были самолеты Ил-2 — самые известные советские штурмовики Второй мировой войны. «Летающий танк», «бетонный самолет», «черная смерть» — все это прозвища Ил-2, самого массового боевого самолета в истории. За время войны было выпущено 36 тысяч таких машин. Вначале на вооружение поступали одноместные штурмовики, такая модификация позволяла экономить на броне для второго члена экипажа. Позднее все же стали выпускать двуместные самолеты, однако место бортового стрелка было плохо защищено, его даже прозвали «кабиной смерти». Устранить этот недостаток удалось в следующей модели — Ил-10, хотя эти штурмовики поступили на вооружение только в конце войны.

Эксперты отмечают, с одной стороны, «живучесть» Ил-2, с другой — слабость его брони, так как она спасала летчиков только от пулевых попаданий, а вот от снарядов зенитной артиллерии уже нет. Между тем штурмовикам приходилось проводить много времени именно под обстрелом зенитной артиллерии вермахта. Сами фронтовики, указывая на слабость защиты, все же отзывались о самолете как о маневренной, эффективной машине, которая сохраняла устойчивость в полете даже с сильными повреждениями. Атаку на Ил-2 производили с малых высот (400–1000 метров) на пологом пикировании или на бреющем полете (15–50 метров).

Приятной прогулки не получилось

Стратегия блицкрига Гитлера на начальном этапе Великой Отечественной войны сработала в значительной степени благодаря тому, что люфтваффе удалось сразу же взять инициативу в небе и уничтожить большую часть военной авиации Советского Союза, размещенной на Западе. Однако, несмотря на большие потери, советские ВВС сохранили боеспособность и в дальнейшем сыграли важную роль в победе над Германией.

«Бомбоштурмовые удары по наземным целям Илы наносили, используя боевой порядок — “круг” группами по 6–8 самолетов. При этом атака цели производилась с пикирования под углами 25–30 градусов со средних высот. Во второй половине войны штурмовыми авиаполками все чаще применялся “свободный круг”. В этом случае выдерживалось лишь общее направление “круга”, во всем остальном летчикам предоставлялась полная свобода действий».

Артем Драбкин. «Штурмовики. “Мы взлетали в ад”»

В 1941 году генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг был уверен, что для немецких летчиков, прошедших крещение огнем в боях с Великобританией, Москва будет легкой целью: «Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной». Свое отношение к советской авиации в руководстве нацистской Германии изменили уже в 1942 году, когда ее начали воспринимать как серьезного противника.

Читайте также

Фильтр