Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались, фото

Панно на бывшем Доме городских начальных училищ. Фото: А. Каменских

Сегодня мы изучим центральную часть района Хамовники. Как мы уже писали в нашей прошлой прогулке по этому району, топоним «хамовники» произошёл от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно. Тогда, к примеру, просили продать «хаму три локти». Ранее здесь располагалась Хамовная слобода, которую населяли ткачи, прозванные позднее «хамовниками».

Отдельное слово стоит сказать о Романе Ивановиче Клейне, который, будучи одним из самых востребованных архитекторов рубежа XIX и XX веков, создал Музей изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), Бородинский мост, ЦУМ и многие другие знаковые объекты столицы. Хамовники являются местом, где долгое время проживал и строил Роман Иванович Клейн. Здесь даже существует аллея, названная в его честь. На сегодняшнем маршруте вы увидите сразу несколько объектов, к которым приложил руку Роман Иванович.

Длина маршрута — 5,2 км, 7 500 шагов.

Начнём прогулку с осмотра (1) Крымской площади, получившей своё название по прежнему расположению посольского двора крымских татар. Татарские послы с XVII по конец XVIII века жили неподалёку. Место выбрано не случайно, так как на месте современного Крымского моста, расположенного неподалёку, издревле существовал брод через Москву-реку, через который на Москву нападали крымские татары. Долгое время для защиты существовал Крымский вал, пока не были разрешены конфликты и установлены дипломатические отношения. В 1820-х гг. снесли и земляной вал, тогда и образовалась площадь. В 1918 году площадь успела побывать «Пролетарской», но спустя год вернула историческое название — редкий случай для советских топонимов.

На Зубовском бульваре гордо стоит (2) доходный дом Любощинских-Вернадских, построенный в 1911 году.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Доходный дом Любощинских-Вернадских. Фото: museum.ru

Как утверждается на сайте семьи Любощинских, идея отгородить им от Садового кольца главный дом усадьбы, к которой мы ещё вернёмся, появилась у главы семейства Марка Марковича после Декабрьского восстания 1905 года. Связано это было с тем, что события тех дней проходили в непосредственной близости от усадьбы. Строительство доходного дома было заказано известному архитектору Григорию Ярцеву. Есть предание, что в проектировании принимал участие и сам Фёдор Шехтель. Вернадские появились в судьбе дома уже после революции, так как, благодаря мужу сестры жены Любощинского, оно было передано Центральной комиссии по улучшению быта учёных при Совнаркоме РСФСР. После Великой Отечественной войны в доме проживал кинорежиссёр Лев Кулиджанов, который отразил арку дома в своём фильме с говорящим в данном случае названием «Дом, в котором я живу» (1957). Сейчас в доме расположен Государственный литературный музей. Кстати, дом упоминается и у Самуила Яковлевича Маршака:

«Дом на Зубовском
Жизнь и судьба одного московского дома
Всё то, чего коснётся человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью».

Во дворе доходного дома спрятан (3) главный дом усадьбы Делессаля-Любощинских, в котором семья Марка Марковича поселилась после переезда в Москву. Построен в 1814 году, но впоследствии неоднократно перестраивался. В начале XX века здесь жил учёный Владимир Вернадский. В 1990-х годах даже выдвигалась идея создания в этом здании музея Вернадского, но дальше планов эта инициатива не сдвинулась.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Главный дом усадьбы Делессаля-Любощинской. Фото: А. Каменских

Далее пройдём до строящегося комплекса апартаментов (4) Roza Rossa, который интересен тем, что является первым авторским комплексом апартаментов в столице. От фасадов до мебели он создан Пьеро Лиссони — итальянским архитектором и дизайнером с мировым именем, гуру стиля современного европейского минимализма.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Roza Rossa. Рендер: Lissoni Associati

По соседству находится (5) Галерея Жиро, расположенная в особняке, построенном архитектором Романом Клейном в 1901 году по заказу владельца шёлкоткацкой фабрикой Клода-Мари Жиро (после революции названной «Красной Розой», ставшей после редевелопмента деловым кварталом).

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Здание Галереи Жиро. Фото: А. Каменских

В отличие от большинства таких зданий в современности, изначально использовался владельцем в качестве картинной галереи.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Здание Галереи Жиро. Фото: Михалёв Анатолий / mos.ru

После этого пройдём до (6) дома усадьбы Всеволожских — до недавнего времени одного из старейших деревянных домов в Хамовниках (около 300 лет), а возможно и Москве, так как является одним из немногих деревянных зданий города, переживших пожар 1812 года.

Усадьба Всеволожских. Фото: А. Каменских

Здесь в 1806-40-х гг. жил писатель и историк Николай Всеволожский, а в начале XIX века — историк Матвей Спиридов. От времён Отечественной войны про этот дом сохранилась интересная легенда о том, что французский генерал Компан присвоил себе часы хозяина дома, оставив взамен кобылу. После этого потомство «Мадам Компан» высоко ценилось у семьи Всеволожских. В советское время дом не являлся памятником архитекторы, поэтому, чтобы окончательно его не утратить, уже в XXI веке единственным способом проведения научной реставрации был признан метод полной перерубки сруба. Сейчас дом почти полностью воссоздан из новых кругляков идентичного диаметра и породы дерева.

В деловом квартале «Красная Роза» находится и (7) Музей Яндекса, открытый в 2018 году.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Музей Яндекса. Фото: yandex.ru

Он представляет собой коллекцию компьютеров, основу которой составляет техника советского производства из коллекции Виктора Боева — основателя Клуба Любителей Советских Компьютеров.

Ещё из интересного в квартале — (8) разукрашенная лошадь «Вечерняя Москва».

«Вечерняя Москва». Фото: А. Каменских

Появилась она в 2004 году на благотворительном проекте «Лошади в городе». Авторами художественного произведения стали конкурсанты из центра «Дети Марии» — студии для детей-сирот. Сохранили их, перенеся на Красную Розу, основатели Яндекса — Аркадий Волож и Илья Сегалович.

Через улицу Льва Толстого находится (9) усадьба великого русского писателя, которую он приобрёл в 1882 году.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого. Фото: А. Каменских

После этого был надстроен вторым этажом главный дом, а также увеличены его габариты. Перестроены были и другие здания усадьбы. До 1911 году усадьба переходила по семейным рукам, пока в 1911 году не была продана московскому городскому управлению. В 1920 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров о национализации, а уже 20 ноября 1921 года, после проведённого ремонта, Дом-музей Л. Н. Толстого в Хамовниках был открыт для посетителей. Благодаря 100-летней музейной истории, здесь сохранена атмосфера «толстового» дома, хозяин которого прожил здесь с 1882 по 1901 гг. В кабинете второго этажа Толстым было написано около 100 произведений.

Далее на маршруте — (10) Дом городских начальных училищ, построенный в стиле модерн в 1910 году по проекту архитектора Анатолия Остроградского.

Дом городских начальных училищ. Фото: А. Каменских

Учреждение совершенно нового для России тех времён типа, имевшего просветительское назначение и в чём-то напоминавшее советские дома пионеров. Сейчас в нём расположен Медико-биологический факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Как отмечалось в «Архитектурном путеводителе. Москва» от 1959 года:

«Дом своеобразен своим гладким фасадом с арочными окнами и скупым кирпичным декором, навеянным древней новгородско-псковской архитектурой… Это направление архитектуры, появившееся после 1905 г., в Москве пропагандировалось архитекторами Алексеем Щусевым, Ильёй Бондаренко, но не получило большого развития».

Особый интерес представляет панно на фасаде, которое одни исследователи приписывают Сергею Чехонин, другие Сергею Герасимову.

Интересный пример неоклассической архитектуры — (11) здание Научно-исследовательского института по изысканию новых антибиотиков им. Г. Ф. Гаузе, он же бывший Гинекологический институт усовершенствования врачей, заложенный в 1893 году архитектором Романом Клейном на средства известного российского мецената, купца Павла Шелапутина. На рубеже веков в Москве даже ходила поговорка «богатый, как Шелапутин».

Бывший Гинекологический институт усовершенствования врачей. Фото: А. Каменских

Украшенное четырьмя лёгкими колоннами и ажурной оградой здание венчает потрясающей красоты стеклянный купол.

Напротив здания НИИ находится (12) Посольство Вьетнама, расположенное в бывшем здании приюта Мазурина.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Городской сиротский дом имени Николая Мазурина, начало XX века. Фото: Pk26 / pastvu.com

Построено в 1895 году по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица. В советское время здесь размещалась школа, пока оно не было передано под нужны посольства.

Архитектор Роман Клейн, о котором уже неоднократно шла речь в этой статье, проживал в усадьбе неподалёку. (13) Главный дом 1889 года постройки сейчас занимает Музей истории царствования императора Николая II и гибели дома Романовых «Наша эпоха», открытый в 2006 году.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Главный дом усадьбы Клейна, конец XIX века. Фото: Aznazn / pastvu.com

Далее пройдём до (14) доходного дома Пантелеева, построенного по проекту всё того же Клейна при участии Льва Кекушева в 1890-92 гг. В дальнейшем был надстроен и переделан.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

Доходный дом Пантелеева. Фото: А. Каменских

После этого осмотрите здание (15) «Анатомического театра» — ныне Кафедра судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова. Неоклассическое сооружение 1909 года постройки по проекту архитектора Александра Соколова.

Парк культуры — Фрунзенская: как Любощинские от Садового кольца доходным домом закрывались  фото

«Анатомический театр». Фото: А. Каменских

Завершим маршрут прогулкой по (16) парку «Усадьба Трубецких в Хамовниках», которая долгое время переходила от одного Трубецкого к другому.

Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Фото: Александр Шиков / mos.ru

После Октябрьской революции территория парка была национализирована и в 1923 году было принято решение об организации парка для рабочих на месте бывшей дворянской усадьбы. Благоустройство нового парка проходило на субботниках, а для сбора денег было организовано акционерное общество на паях.

Парк получил целый набор «романтичных» топонимов, таких как дорожка Фантазии, остров Очарованный, аллея Удачи, тропа Мечтаний или аллея Сказок. В какую из них поверить — решать вам.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр