От классики до хай-тека

От классики до хай-тека, фото

Наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская»

По разбросанным по всему Пресненскому району станциям метро, как по энциклопедии, можно изучать историю архитектуры, начиная с золотого периода патетической классики до актуальных тенденций футуризма и хай-тека. Чтобы погрузиться в вопрос глубже, стоит заглянуть в музей метро, который также находится на территории района.

«Краснопресненская»

Кольцевая линия
Дата открытия:
14 марта 1954 года
Архитекторы станции:
В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков, И. А. Покровский
Архитекторы вестибюля:
К. С. Алабян, Т. А. Ильина, В. И. Алёшина, Т. Д. Зебрикова
Художники:
М. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, Ю. Г. Уша — ков, В. А. Федоров, Г. Н. Колесников Скульптор: А. Е. Зеленский
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (35,5 м)

Подземная часть «Краснопресненской» кольцевой (объект культурного наследия России) стала творческим дебютом молодого зодчего, комсомольца Виктора Егерева. Группу под его руководством утвердили без всякого конкурса. Будущий создатель символов хрущёвской оттепели, Дворца пионеров на Ленинских горах и здания ТАСС в метрострое проявил себя адептом сталинских излишеств. Рассказ о революционных событиях 1905 и 1917 годов, а именно им посвящалась новая станция, открытая в местах ожесточённых баррикадных боёв, вёлся языком четырнадцати скульптурных барельефов, энергичных ракурсов, белого мрамора и красного гранита. Сцены восстания на броненосце «Потёмкин», залп «Авроры», взятие Зимнего дворца тянутся к цилиндрическому своду. Диаметр центрального зала —9,5 м.

По воспоминаниям одного современника, первоначальный проект станции на пилонах со стороны боковых платформ предполагал медальоны, где чередовались серпы и молоты. Первый секретарь Московского областного комитета КПСС товарищ Михайлов поинтересовался у авторов: «Что же это вы разделили рабочий класс с крестьянством?»

В северной части, где сейчас пассажиры переходят на «Баррикадную», прежде стояли фигуры В. И. Ленина и И. В. Сталина — работы скульптора Николая Щербакова.

Авторству Алексея Зеленского принадлежит скульптура «Дружинник. 1905 год», она занимает нишу наземного вестибюля. На стене надпись: «Красная Пресня была главной крепостью восстания, его центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики».

Мощные каннелированные колонны дорического ордера, поддерживающие свод античной ротонды, выходящей на улицу Красная Пресня, выдают почерк видного советского архитектора Каро Семёновича Алабяна, строителя Театра Советской армии. Академик архитектуры разрабатывал и проект подземных залов «Краснопресненской» кольцевой. Однако работа не понравилась председателю Совета Министров Никите Сергеевичу Хрущёву.

От классики до хай-тека  фото

«Баррикадная»

Таганско-Краснопресненская линия
Дата открытия: 30 декабря 1972 года
Архитекторы: А. Ф. Стрелков, В. Г. Поликарпова
Художники: Х. М. Рысин, Д. Я. Бодниек, И. А. Долган, Б. С. Широков
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (30 м)

Через двадцать лет без малого неподалеку от кольцевой «Краснопресненской» открылась станция, вновь поддержавшая тему легендарных революционных битв. Архитектор Александр Фёдорович Стрелков построил «баррикады» из массивного блока розового мрамора буровщина. В то же время форма, трапециевидная в плане, должна была вызывать у пассажира подземки ощущение, будто идёт он торжественно мимо полотнищ кумача, бьющихся на ветру. Мрамор, добытый на берегу Байкала, поражает глаз разнообразием палитры. В камне попадаются красные, голубые, зеленоватые, серые вкрапления. Путевые стены также не лишены изыска. Они выложены мрамором породы газган с широкой цветовой растяжкой от тёмного до бледно-розового и даже жёлтого.

«Баррикадная» строилась ещё в те времена, когда в метрополитене главенствовал предельный лаконизм и строгая экономия. И всё же величественностью и приподнятостью станция не уступила проектам «золотого века» Кольцевой линии. Люминесцентные светильники расположены на сводах в виде зигзага. Знаменитые латвийские скульпторы Джемс Бодниекс и Хайм Рысин, те самые, что выкладывали цветные витражи на станции «Новослободской», украсили «Баррикадную» панно из чеканного алюминия и кованой стали.

От классики до хай-тека  фото

«Улица 1905 года»

Таганско-Краснопресненская линия
Дата открытия: 30 декабря 1972 года
Проектные названия: «Звенигородская»; «Площадь 1905 года»
Проекты переименования: «Трёхгорка» (1991), «Ваганьково» (1992)
Архитектор: Р. И. Погребной Художник: Ю. К. Королёв
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (11 м)

Модернистская ротонда с широким остеклением, накрытая массивной гранёной «шайбой», — это вестибюль станции «Улица 1905 года». Историческая память о мятежных декабрьских днях 1905 года, плотно укоренённая в монументальных образах и архитектурных сооружениях Красной Пресни, распространилась и на новую станцию. Генеральной репетиции Октябрьской революции посвящена бронзовая композиция у входа. Творение скульпторов О. Иконникова и В. Фёдорова запечатлело собирательные образы восставшего пролетариата и его лидеров: Баумана и Литвина-Седого.

Римидалв Погребной, чьи родители — видимо, пламенные революционеры, — назвали сына «перевёрнутым» именем Ленина, стал автором необъятного количества проектов подземки. Втиснутый в типовой формат «сороконожки», архитектор выстроил на «Улице 1905 года» два ряда по двадцать шесть квадратных колонн. Основательное убранство доказывает, что метро вновь становилось престижным объектом, на который выделялись бюджеты — колонны покрыты розовым мрамором буровщина, путевые стены обрамлены фризом из металлических цифр «1905» и факелов из анодированного под золото алюминия — светло-серой коелгой. И, наконец, над эскалатором развёрнуто ритмичное повествование о боях на баррикадах: в гневе и скорби сжатые кулаки, винтовки, красные стяги, раздавленный грубым рабочим башмаком двуглавый орёл и тому подобные моменты. Пройдёт восемь лет, и автор мозаики художник Юрий Королёв займёт пост директора Государственной Третьяковской галереи. Напряжённый график чиновника уже не оставлял времени на подобные монументальные высказывания. Однако и на заседаниях Юрий Константинович продолжал рисовать.

«Выставочная»

Филёвская линия
Дата открытия:
10 сентября 2005 года
Проектное название: «Международная»
Прежнее название: «Деловой центр» Архитекторы: А. Л. Вигдоров, Л. Л. Борзенков, О. Ю. Фарстова
Колонная, трёхпролётная, глубокого заложения (22,5 м)

Именно на станции «Выставочная» прямо в вестибюле (первый вагон из центра) размещается музей Московского метрополитена. Его экспозиция посвящена прошлому, настоящему и будущему этого популярного общественного транспорта: уникальные документы, фотографии, форма сотрудников, оборудование, снятое с эксплуатации. Здесь же находится и библиотека.

На станции имеется фотогалерея «Метро», и выставки здесь регулярно меняются. Интерьер «Выставочной» выполнен в стиле хай-тек с активным применением стекла и нержавеющей стали.

От классики до хай-тека  фото

«Деловой центр»

Солнцевская линия
Дата открытия:
31 января 2014 года
Проектное название: «Москва-Сити»
Архитекторы:
Л. Л. Борзенков, С. И. Калько, Т. А. Нагиева, В. К. Уваров, Н. Н. Солдатова, А. И. Воронцова, О. А. Данилова, С. Ф. Костиков
Колонная, трёхпролётная, глубокого заложения (30 м)

Станция находится в сердце московского международного делового центра «Москва-Сити». Архитектурное решение «Делового центра», выполненного в железобетонных конструкциях, продолжает концепцию и цветовое решение «Выставочной»: стекло, нержавеющая сталь, колонны с шагом 7-8 м.

Читайте также

Фильтр